Понедельник, 16 марта
Мой эксперимент начался вечером — сразу после редакционного собрания. Моим «последним словом» в социальных сетях стал пост о своем интернет-воздержании, а после — никакой ленты новостей, «лайков» и комментариев. Более того — отказаться пришлось не только от социальных сетей в привычном понимании (Вконтакте, фейсбук, инстаграм, твиттер), но и от любых других сервисов онлайн-общения — скайп тоже попал под раздачу. Итак, единственным средством связи с внешним миром остался старый добрый мобильный телефон и электронная почта. Впрочем, использовать последнее с целью обмена комиксами и картинками из тех же социальных сетей строго-настрого запретили.
Первые сочувственные взгляды и шутки о будущей «ломке» последовали от коллег. Но это еще полбеды: как выполнять журналистскую работу без такого удобного инструмента коммуникации как социальная сеть? Этот вопрос занимал меня всю дорогу домой. Переступив порог, я судорожно бросилась к монитору: успеть переписать все важные номера, адреса и фамилии из диалогов Вконтакте. Я написала «прощальный пост» и покинула социальные сети до выходных.
Вторник, 17 марта
Утро следующего дня началось с легкого «недомогания»: я, пожалуй, впервые остаюсь наедине с чистым листом совершенно одна — без виртуального присутствия друзей, начальства и коллег, с которыми в случае чего можно заговорить в любую секунду.
Мысленно возвращаюсь в начало «нулевых», когда люди обходились телефонами. Он-лайн общение избавляет от необходимости обдумывать дело от и до, ведь можно моментально уточнить самый незначительный вопрос в процессе, не отрываясь от утреннего кофе. К тому же живая речь быстрее письменного текста: один диалог Вконтакте в конечном счете занимает больше времени, чем вдумчивый разговор по телефону. Но пока мой телефон молчит.
В обед остро тянет перейти на другой способ эскапизма — чтение. Пролистываю все подряд электронные СМИ, перескакиваю с одной темы на другую и никак не могу утолить информационный голод. В конечном итоге замечаю, что это вредит работе.
Среда, 18 марта
На среду выпал выходной, и я решаю встретиться с друзьями в одном из недавно открывшихся севастопольских заведений. Встреча начинается с того, что, оказывается, могла бы не состояться — мне с укоризной напоминают, что сообщали об этом в социальной сети. Кажется, решительно никто не воспринимает мой эксперимент всерьез.
Тем временем я начинаю подозревать, что не поздравила пару-тройку друзей с днем рождения (напоминания в соцсетях давно заменили необходимость держать даты в голове), и оправдания мне не будет.
Следующее огорчение поджидает прямо в меню — оказывается, за репост Вконтакте или «чекин» в foursquare здесь дают бесплатный десерт. Мой любимый. Я сохраняю самообладание и убираю руку от телефона — не в этот раз. Это, пожалуй, главный акт отречения. Дальше будет легко.
Четверг, 19 марта
Четвертый день становится переломным. Я замечаю, что меня уже не тянет поделиться каждым незначительным происшествием с близкими в соцсетях, не дождавшись вечера, а свежие шутки из ленты новостей мне и вовсе неинтересны. Хочу написать об этом афористическое замечание в твиттер, но вовремя одергиваю себя.
К вечеру я наблюдаю другой процесс — безразличие к виртуальному общению породило некую апатию и к работе. (Мы это заметили! — прим. ред.) Когда ты предоставлен сам себе, время как будто замедляется. Опасная иллюзия, ведь уже привыкнув к напоминаниям о дедлайнах, трудно действовать без них.
Итог дня: два невыполненных задания и вселенская тоска.
Пятница, 20 марта
В последний день эксперимента с самого утра привалило работы — было уже не до мыслей о социальных сетях. Да и желания пролистать ленту в свободную минуту я не обнаружила. Даже наоборот — с ужасом представила десятки сообщений, на которые придется отвечать после завершения эксперимента и зареклась заходить в соцсети еще по крайней мере пару недель.
Помимо этого я стала замечать, что отказ от он-лайн общения зримо ударяет по кошельку — напоминания об оплате услуг оператора связи посыпались значительно раньше обычного. Второй весомый экономический аргумент после случая с десертом.
Выводы
Пожалуй, в 2015 году нет смысла полностью отказываться от удобств современных средств коммуникации. Но если вас мучает острая интернет-зависимость, и вы уже забыли, что будет, если оторваться от экрана телефона и монитора компьютера или просто хотите совершить небольшую экскурсию в прошлое — «воздержание» может пойти на пользу. Но кое-что следует помнить.
Социальные сети упрощают доступ к любой информации.
Социальные сети экономят нам деньги — за одну рабочую неделю я потратила вдвое больше обычного за счет телефонных звонков и вынужденно не воспользовалась бонусом соцсетей в кафе.
Социальные сети не только поглощают время, но и задают будничный ритм — без доступа к онлайн общению я стала менее сосредоточенной и, вопреки ожиданиям, сорвала пару дедлайнов.
Поэтому с понедельника я спокойно вернулась к нормальной жизни — с социальными сетями, дедлайнами, скидками и бонусами за репост.