25-26 апреля в зале заседаний Законодательного собрания пройдут презентации концепций пространственного развития города, одна из которых ляжет в основу технического задания генерального плана Севастополя.
Трансляция слушаний проектов пройдет в эфире «Народного канала» и на сайте Законодательного собрания Севастополя.
Проголосовать за один из вариантов пространственного развития горожане могут в разделе «Ваше мнение» на сайте городского парламента.
Представляем вам аннотацию к концепции, предложенной архитекторами Российского института градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР».
Концепция пространственного развития города разрабатывается на основе и в развитие существующего Генерального плана, Концепции социально-экономического развития Севастополя и Федеральной целевой программы, а также в русле уточнения Схемы территориального планирования РФ для города федерального значения Севастополь.
Концепция пространственного развития города Севастополя строится на представлении о его значении в истории России, оценке существующих ресурсов и выявлении перспектив позиционирования в качестве третьей, южной столицы страны. Это позволяет предложить стратегическое видение будущей истории, роли и места Севастополя на южных рубежах России, в составе Крымского федерального округа.
Общие подходы к стратегии: всемерное развитие и углубление аутентичности и уникальности Севастополя.
Развитие города в пространственном отношении направлено на крупные стратегические цели: столичный масштаб, ментальная связь с традицией, обозначение мест духа Севастополя, новое качество среды, современный, креативный и инновационный город.
В составе Концепции формируются основные перспективные структурообразующие каркасы: транспортный, расселенческий и экологический с учетом ограничений, имеющихся на территории городского округа.
Транспортный каркас городского округаПринципиальная задача — формирование современной транспортной структуры как основы пространственно-планировочного развития. Решение этой задачи — в создании нескольких новых для города функционально-планировочных элементов:
организация столичного проспекта, охватывающего все пространство центральной части города от морского порта и мыса Херсонес до северных подъездов к городу в Инкермане. В связи с особенностями топографии местности этот проспект будет иметь сложное функциональное строение и профиль: магистраль, возможно, тоннель, мост, в местах, дающих лучшие обзорные панорамы, возникнут примыкающие к нему бульвары-променады. Проспект Севастополя — это новый столичный масштаб планировочной структуры, отличительная черта города, оригинальное инженерное сооружение, имеющее туристическое значение; перпендикулярно Севастопольскому проспекту в районе Зеленой горки — сквозная магистраль от исторической части до транспортно-пересадочного узла (железнодорожного и автовокзала, которые перенесены из центральной части города) до Сапун-горы, музея и далее до Балаклавы. Композиционное и функциональное включение Балаклавы в пространства Севастополя исторически оправданно: в общественном сознании Севастополь и Балаклава — неразделимы; в целях развития общественного транспорта предлагается организация двух транспортных колец — малого, обслуживающего северо-восточные территории, и большого, подтягивающего к системе транспортного обслуживания южные территории, включая специальные прибрежные. Южное кольцо связывает новый центр, технопарк, территории специального назначения на юге вдоль берега, торговый порт, через жилые районы выходит к историческому центру. Примерно на 50% эта магистраль будет проходить по существующим улицам, которые должны быть реконструированы. В процессе реализации Севастопольского проспекта и транспортных колец строятся несколько новых мостовых переходов. В частности, новый Инкерманский мост в глубине бухты, мост через бухту Южная.Первоочередная задача — разгрузка самого сложного и напряженного узла города в район авто- и железнодорожного вокзалов — решается переносом их на новое место. Территория железной дороги от Инкермана до существующего вокзала используется под инженерно-транспортную инфраструктуру.
Важно при разработке генерального плана и комплексной транспортной схемы городского округа использовать следующие принципы: предпочтение общественному транспорту, маломобильным группам населения и велосипедным передвижениям; введение платных стоянок легкового транспорта в центральных районах города.
Формируются транспортно-логистические комплексы на базе торгового порта и около Инкермана.
Важнейший транспортно-пересадочный узел (ТПУ) городского значения возникает в месте нового размещения ж/д- и автовокзалов. Это мультимодальный узел, объединяющий пересадку между основными видами транспорта: поездами дальнего и пригородного сообщения; автобусами городского, межмуниципального и межрегионального значения, городской канатной дорогой.
Через этот ТПУ проходит канатная дорога, строительство которой является существенной частью городской транспортной системы: от Балаклавы до ТПУ (3 км), далее канатная дорога направляется через новый городской центр на «Зеленой горке» к мысу Николаевский (3 км), а затем через Севастопольскую бухту до пл. Захарова (0,7-1,0 км).
Для обеспечения развития морского туризма на базе круизных лайнеров создаются причальная стенка и сервисная инфраструктура на южной стороне Севастопольской бухты в районе между причалами Аполлона и в Троицкой балке, где организуется удобный подъезд и новая территория в связи с переносом ж/д ветки.
Расселенческий каркас городского округаУрбанизация Севастопольского городского округа должна носить компактный характер, обуславливающий прогноз общей численности населения на перспективу не более 500 000 человек; развитие и освоение территорий только в границах муниципальных округов; межселенные территории необходимо оставить в существующем природном состоянии или в перспективе рекультивировать под современное земледелие.
В границах городской черты Севастополя много возможностей для развития города. Так, на Зеленой горке, по предварительным оценкам, не менее 500 га для нового строительства. При плотности застройки 200 чел/га там можно расселить до 100 000 населения.
В целом пространственное развитие города соответствует морфологическому строению территории: на хребтах — высотная и смешанная застройка, в низинах — малоэтажное и коттеджное строительство. Морской фасад Севастополя важен для развития образа города. В связи с этим, но и как самостоятельная задача, встает проблема организации и завершения силуэта города на высоких отметках.
Планировочные методы основываются на современных подходах: компактность, мультифункциональное зонирование, квартальная застройка с высокой плотностью транспортной сети, сетевая организация торговли, обслуживания и услуг на базе малого бизнеса.
Зеленый каркас городского округаГородская зелень — бульвары, скверы, парки — структурируется и связывается благоустроенными пешеходными путями. Особенно это касается совокупности прибрежных парков — Омега, парка Победы, Херсонеса и далее до Приморского бульвара вдоль всех бухт. В визуальное восприятие парковых зон с моря включается озеленение северной стороны Севастопольской бухты от мыса Константиновский до площади Захарова.
Новый городской парк примыкает к центру на Зеленой горке. Возникают две опоясывающие территории для организации парков. С восточной стороны это Нагорный парк, с южной — парк вдоль шоссе Камышовое.
Развитие ряда территорий города, таких как набережные, парки, скверы, бульвары города, пешеходные связи исторических и мемориальных памятников, должно решаться в порядке реализации планов развития районов города.
Формирование территорий опережающего развития (ТОР) — важный элемент в градостроительной политике города. В концепции даны предложения по формированию следующих территорий:
транспортно-пересадочный узел на базе железнодорожного и автовокзала; технопарк и индустриальные парки; кампусы научно-образовательного комплекса; транспортно-логистические комплексы на базе торгового порта и около Инкермана. Территории национального достояния СевастополяНа нынешней территории располагается два исторических города (Инкерман и Балаклава), Национальный заповедник «Херсонес Таврический» и мыс Фиолент. Культурно-исторический потенциал насчитывает 2063 объекта. Большинство этих памятников корнями уходит вглубь столетий и даже тысячелетий.
Эта особенность и уникальность Севастополя вызывает необходимость придания отдельным наиболее имиджеформирующим анклавам сосредоточения историко-культурных и природно-ландшафтных памятников Севастополя статус «территорий национального достояния» (ТНД). ТНД как понятие не входит в противоречие с существующими регламентами охраны памятников, а дополняет эти регламенты в целях реализации комплексного подхода к градостроительному развитию, необходимость которого очевидна в связи с превращением Севастополя в туристический центр сначала федерального, а затем мирового значения.
Последовательная реализация проектов «Территории опережающего развития», «Территории национального достояния» в сочетании с формированием и развитием транспортного каркаса обеспечит в 21 веке устойчивое развитие Севастополя — третьего города федерального значения в России.