25-26 апреля в зале заседаний Законодательного собрания пройдут презентации концепций пространственного развития города, одна из которых ляжет в основу технического задания генерального плана Севастополя.
Трансляция слушаний проектов пройдет в эфире «Народного канала» и на сайте Законодательного Собрания Севастополя.
Проголосовать за один из вариантов пространственного развития горожане могут в разделе «Ваше мнение» на сайте городского парламента.
Представляем аннотацию к концепции, предложенной НИиПИ Генплана Москвы.
Переход города Севастополя в состав Российской федерации ставит задачу по ускоренному развитию региона и формированию пространственной стратегии развития города.
Опыт решения сложных градостроительных задач позволяет Институту генерального плана Москвы отнестись к проблемам города Севастополя в масштабе проблем и задач города федерального значения.
Сегодняшние проблемы города обусловлены, прежде всего, его раздробленностью природными делителями (особенности рельефа), неоднозначной экономической ситуацией, а также достаточно хаотичным градостроительным развитием на протяжении последних двадцати лет.
Главная цель нашего проекта — связать разрозненные части города, создать город на море, удобный для жизни. При этом цели социально-экономического развития, заявленные в Концепции стратегии развития Севастополя, принимаются нами за основу с коррекцией на текущую экономическую ситуацию. Нами принят вариант демографического прогноза с численностью населения на 2030 год 460-500 тыс. чел.
В нашем проекте был выполнен расширенный комплексный анализ территории с уделением повышенного внимания оценке свойств рельефа. Мы разработали типологическое районирование города по морфотипам существующей застройки и определили потенциал территории через механизм многофакторного анализа. В результате были выявлены образы привлекательности и особенности места, такие как:
Город-театрРельеф урбанизированной части Гераклейского полуострова можно рассматривать как театр с основной сценой — морем, где основные действия спектакля происходят в Южной, Главной и Арт бухте. Зрительный зал — амфитеатр, формирующий четыре пояса видовых раскрытий с видом на море. От главной сцены вглубь зрительного зала проходят ландшафтные коридоры — балки, формирующие комфортные пешеходные связи по всему городу.
Город балок и гривГородские балки формируют сегодня естественные делители территории. В проекте они трансформируются в основу природно-экологического каркаса — систему парков в уникальном природном ландшафте, связывающие различные городские районы города и обеспечивающие пространственный выход к морю. Холмы (гривы) дают возможность размещения современной качественной жилой и общественной застройки и градостроительных акцентов.
Город у моряДоступность набережных и пляжей горожанам, основное достоинство приморского города. Качественное увеличение доступности береговой линии создает идеальные условия для прогулок вдоль моря. Вид на море мы рассматриваем как один из основных позитивных факторов при размещении жилого и общественного строительства.
Исторический городНаследие четырех эпох и героические события, произошедшие в Севастополе, дают его жителям ощущение гордости и ответственности за прошлое. Уникальное историческое наследие создает высокую привлекательность для туристов разных возрастов и интересов, а создав пешеходную, экскурсионную, логистическую связность музейно-исторического комплекса, город может претендовать на статус исторического центра общероссийского значения.
Центральная задача нашей концепции — решение проблемы транспортной связанности города — предполагается через создание новой широтной транспортной связи. Многополосная автомобильная бессветофорная магистраль «Рокада», идущая с востока на запад от Инкермана до Камышовой бухты, преодолевая природные естественные делители, является основной нового транспортного каркаса. Она же должна выполнить роль базового элемента предлагаемой системы скоростного общественного транспорта BRT (скоростного автобуса), что позволит обеспечить 30-минутную доступность деловых и общественных центров для абсолютного большинства населения. В зоне новой городской транспортной артерии на Красной горке мы предлагаем разместить Административно-деловой центр и новые малоэтажные жилые кварталы, ориентированные на линейные парки в Сарандинакиной и Делагардовой балках.
Концепция предполагает упорядочение застройки районов Бомборы (Татарская слободка), Красной горки и Рудольфова хутора, застроенных жильем сельского типа и расположенных в центральной части города. Также мы считаем необходимым ввести регламенты в застройку садоводов, которые со временем должны превратиться в полноправную упорядоченную часть города. Все эти градостроительные решения должны повысить урбанистическую плотность города не за счет спонтанного роста высотности и нарушения градостроительных норм, а за счет сбалансированных внутриквартальных решений, наложенных на новый уличный каркас города.
Нами выполнено транспортное моделирование на основе графа улично-дорожной сети Севастополя, которое показало существенное увеличение связности районов города и качественное увеличение транспортной доступности при реализации проектного решения.
Раскрытие исторического потенциала города мы предполагаем через создание двух современных медиацентров: военно-исторического и античного. Не менее важным считаем обеспечить сохранность исторического центра, являющегося блестящим образцом неоклассической послевоенной застройки. При этом необходимо раскрыть доступ к морю, открыть нижний уровень набережных в Южной бухте и связать их единым прибрежным променадом и насыщенной общественной функцией. Южная бухта должна стать основным элементом пешеходного маршрута от Херсонеса Таврического до Малахового кургана.
Проектом определена локализация технопарка и аграрного кластера. Не менее важно зафиксировать нераскрытый сегодня потенциал торгового порта, который в будущем может стать одним из драйверов экономического роста, учитывая уже введенный режим порто-франко. Еще одним видом экономической деятельности мог бы стать, по нашему мнению, кинокластер, условия размещения которого в Севастополе чрезвычайно благоприятны.
Не менее важная роль в предлагаемой нами концепции отведена развитию образовательной базы города — создание образовательного кластера в Стрелецкой бухте.
В целом проектные решения направлены на формирование качественной и комфортной для жителей города и приезжающих туристов городской среды. Проектные решения также призваны обеспечить необходимые социальные услуги для жителей города. Предлагаемые публичные пространства призваны обеспечить жителей потребностями в местах отдыха и общения.