Проект «Урбаники» основан на том, что Севастополь — это будущая южная столица России. Причем столичность, по убеждению специалистов этой команды, формирует вовсе не желание властей или населения. Она обусловлена историческими факторами и требованиями современных реалий.
Образ города, по ощущениям проектировщиков, — это раковина, нижняя створка которой — сам город, верхняя — северная часть, а исторический центр — это жемчужина. «Нам здесь природу ломать не нужно, а следует градостроительными методами усилить ландшафтное и рельефное своеобразие города», — сказал А. Финогенов.
Команда «Урбаники» представила несколько сценариев развития Севастополя, один из которых — «сильный город». Он подразумевает экономическую самостоятельность: «Это город, который не ждет больше манны небесной, а начинает развиваться».
Второй вариант развития — город государственных инициатив. «Надо быть готовым к тому, что государство предложит много сверхпроектов, под них надо иметь, что предложить», — цитирует разработчика ForPost.
Точками роста для Севастополя «Урбаника» считает туризм — по мнению команды, это гигантский мультипликатор для развития малого бизнеса и сельского хозяйства. Помимо этого, здесь можно и нужно осуществлять уникальные турпроекты, связанные с археологией и развлечениями. Еще сильный потенциал, по их мнению, у пищевой промышленности, индустрии стройматериалов.
Разработчики считают, что необходимо готовиться и к тому, что «все будут двигаться на юг»: хотим мы этого или нет, но население города будет расти, и надо либо создать основу для «приземления» т.н. золотой миграции, либо открывать город для всех желающих и тогда предусматривать инфраструктурные мощности для их приема.
Что касается пространственных решений — «Урбаника» предлагает выбрать из двух алгоритмов действий или найти их сочетание. Принципиальный подразумевает жесткое следование принятым решениям, все во имя общественного блага, мягкий (но не мягкотелый) — это освоение новых территорий, а не насильное преобразование существующих, — это затронет меньше частных интересов.
При этом сами разработчики склоняются к тому, что зоны малоэтажной застройки, особенно центрального холма, должны постепенно трансформироваться в городские.
Сильный акцент проект «Урбаники» делает на развитие общественного транспорта. Среди технических решений предложен и мост, и тоннель (правда, стоимость его строительства сопоставима с капремонтом всех автодорог в городе), и такой амбициозный вариант, как «прямая неводная связь» с Северной стороной, проще говоря — тот самый фуникулер, о котором так много твердили в Сети.
Отдельно Антон Финогенов остановился на отношениях города и флота. «Мы руководствовались принципом, что это военный город», — пояснил он и отметил, что желаемого диалога между градостроителями и военными так пока и не произошло, однако есть информация о том, что флот сейчас готовит какое-то предложение.
Перспективы развития гражданского порта команда «Урбаники» считает неблагоприятными — по их мнению, это сложно в военно-морском городе. Это легко иллюстрируется тем, что из Севастополя морем до сих пор никуда нельзя добраться: осуществляется только внутригородское катерное сообщение. Причальные стенки, причалы, инфраструктура и жизненный график порта подстроен под военные нужды.
Интересное предложение прозвучало на счет железной дороги: питерских специалистов удивило, почему она не используется как внутригородской узел, к примеру, для связи с Инкерманом.
Что касается автодорог, то здесь докладчик обратил внимание на то, что доля общественного транспорта в Севастополе составляет 65%, когда в Европе — 80%. Постоянное развитие сети автодорог — это, по мнению специалистов, «гонка за бесконечностью».
Важно создать основной автокаркас, скоростной контур на базе существующей сети и подумать над формированием нового въезда в город со стороны Штурмового.
Важно быть приципиальными в парковочной политике. Каждый должен понимать: вас гарантированно эвакуируют, если вы паркуетесь неправильно. В районе центрального холма и въезда в Балаклаву необходимы перехватывающие парковки.
Часть доклада проектного института «Урбаника» касалась инженерной структуры: водо-, газо- и энергоснабжения.
Эта часть очень заинтересовала замгубернатора Дениса Добрякова, который пригласил представителей команды задержаться в городе — «Хочется поработать с вами по транспортным и инженерным решениям».
В заключение Антон Финогенов отметил, что формат организованных инициаторами проектов застройки общественных слушаний часто оказывается фикцией и бывает совершенно неэффективным для города.
А вот такие открытые дебаты в режиме онлайн с участием всех заинтересованных сторон, с «неудобными» вопросами докладчикам и проверкой их идей на прочность в условиях конкуренции — это как раз то, что поможет выработке действительно общего решения.