Поездка в Керчь сегодня — один из двух способов попасть на материковую часть России. Весь поток транспорта, идущий с переправы, движется по трассе Керчь — Симферополь. Местами вид дороги просто удручает, полотно старое, покрытое ямами и кавернами. Другие участки — во вполне сносном состоянии. Однако по-настоящему шокирует путешествие по Крыму вдали от основной трассы.
Всего каких-то 20 километров вглубь Керченского полуострова — и мир вокруг изменяется до неузнаваемости. Трудно поверить, что это цветущий Крым. Деревни в 40-50 домов, половина из которых — нежилые. Остальные мало чем отличаются от своих заброшенных собратьев.
1 мая вымирающие села малолюдны. По склону проехал одинокий трактор, в поле лениво разложились пастухи. Живности вокруг много, не в пример людям. Пасутся коровы, молодые телята, видны табуны лошадей и отары овец.
Во дворах копошатся местные жители. У домов — аккуратные цветники с тюльпанами. Вальяжно ходит птица: куры, гуси, утки. В четырех селениях мы нашли только один внешне отличающийся дом: двухэтажный и с современным фасадом. Остальные, несмотря на наличие спутниковых «тарелок» и стареньких отечественных машин у забора, давно не видели ремонта. Дома побелены известкой одинакового оттенка.
Остановились у местного сельмага. Невдалеке довольно молодая пара белит забор. К магазину подъезжают местные жители: трое на старой «Волге», девочка-подросток на велосипеде. На полках пустовато, но все необходимое есть: простые продукты, хозяйственные товары. Местные жители охотно вступают в диалог. Подтверждают: «Да, жизнь тут тяжелая. Но сейчас, с приходом России, как-то с надеждой... Что-то делать стали, деньги вкладывать, раньше вообще до нас дела никому не было».
По цветущей степи то тут, то там ровные прямоугольники распаханных полей. Уже подросли всходы озимой пшеницы. Наш Керченский полуостров едва ли уступает соседней Кубани в природно-климатических условиях, пожалуй, только в вопросах водоснабжения. Но такой разрухи в Краснодарском крае нет. Будем и мы надеяться на скорейшее восстановление крымских хозяйств.