В Севастополе к началу мая было зарегистрировано 403 промышленных предприятия. Многие за прошедший год смогли перестроиться для работы в новых российских условиях, заново наладить связи и освоить рынки сбыта. Так, рыбоконсервный комбинат "Аквамарин", который год назад из-за санкций остался без поставок рыбы и лишился азовского бычка, решил проблемы с сырьем и сегодня обеспечен заказами даже выше своих мощностей. Но такими объемами загрузки могут похвастаться не все.
Ситуацию, в которой севастопольские предприятия оказались после присоединения Крыма к России, сами промышленники сравнивают с периодом после развала СССР, когда пришлось учиться работать в другой экономической модели. Общей проблемой для всех остается значительно усложнившаяся логистика, а также поиск и получение заказов, в том числе государственных.
Начальник управления промышленности правительства Севастополя Дмитрий Хазанов считает, что предприятия Севастополя и Крыма оказались в неравном положении по сравнению с другими регионами РФ при получении госконтрактов, так как не умеют пользоваться площадками для электронных торгов.
«Мы пытаемся добиться, чтобы во всех крупных инфраструктурных проектах на территории Крыма, таких, как строительство Керченского моста и ТЭЦ, в первую очередь, принимали участие предприятия Республики Крым и Севастополя, — говорит Хазанов. — Возможно, в виде проведения двухъярусных тендерных процедур: сначала участвуют крымские предприятия, а потом все остальные.
Севастопольские промышленники высказывают иное мнение: надо не отбирать контракты у других российских предприятий, следует развивать новые высокотехнологичные производства.
«На нынешнем этапе единственная возможность найти заказы для Севастополя — это двигаться по пути импортозамещения, — считает директор ГУП «Балаклавский судоремонтный завод» Георгий Соломко. — Не выпускать продукцию, которая уже есть на рынке, а организовать уникальные опытно-конструкторские бюро и производство, способное заменить импортную продукцию. За примерами далеко ходить не надо. У нас в Балаклаве стоят импортные яхты, судовое оборудование на которых тоже импортное. Первым делом надо организовать обслуживание этих яхт, а затем — производство судового оборудования и строительство маломерных судов из композитного материала. Это инновационное производство, которое даст десятки, а может и сотни рабочих мест».
Только не мешайте!
В Севастополе уже есть примеры успешных инновационных производств, но они сейчас столкнулись с административными преградами. Так, более 30 частных производственных предприятий до 1 июня должны освободить территорию бывшего АТП "Севмортранс" на Паршина, 29, которую город передал Управлению МВД. Такая же участь постигла арендаторов бывшей воинской части по улице Курортной, 3. Более 10 лет помещения этой части занимал завод технологического оснащения, который производит оборудование для тяжелого машиностроения: лазерные и плазменные установки для резки металла с электронными системами управления, а также гидравлические подъемные краны малого типа.
«У нас продукция для полного импортозамещения, — рассказывает директор завода Александр Лобунченко. — Наша система контроля зазоров при резке лазером — одна из лучших в мире, а ЧПУ для резки используются во многих странах. Мы сами находим клиентов и поставщиков и не нуждаемся в помощи властей. У нас только одна просьба: не мешайте.
На заводе работали 44 человека, сейчас осталось 10 - они разбирают оборудование и готовятся к переезду.
«К нам поступило письмо о том, что МВД нуждается в этой территории, а взамен никаких площадей не нашлось, — говорит Лобунченко. — У нас только один выход - закрыть завод и съехать оттуда. Мы в раздумьях, оставлять ли вообще производство в Севастополе или же перебраться в другой регион. На заводе много ноу-хау, и чтобы не было утечек информации, нам необходимо отдельное здание».
Площадка для инноваций
Власти Севастополя много говорили о создании индустриального парка, но процесс выделения земли застопорился. В департаменте промышленности и сельского хозяйства правительства Севастополя рассказывают, что нашли территорию под технопарк площадью 220 гектаров, удобную для подключения к инженерным сетям, согласовали эту площадку в Министерстве РФ по делам Крыма и минпромторге, но дальше дело не пошло. Помешал склад боеприпасов Черноморского флота, расположенный по соседству - вопрос о его перемещении надо обсуждать с минобороны.
На создание индустриального парка в Севастополе в Федеральной целевой программе предусмотрено 1,6 миллиарда рублей, однако деньги не поступят, пока не будет найден участок.
«Будущее приборостроения — за небольшими мобильными предприятиями с высокой выручкой и небольшим количеством сотрудников, потому что производительность труда на них очень высокая, — говорит председатель Заксобрания Севастополя, в прошлом — гендиректор группы компаний «Таврида электрик» Алексей Чалый. — Чтобы привлечь такие предприятия, нам нужна современная производственная площадка с коммуникациями и общими сервисами. Об этом речь идет на протяжении года, но нет возможности найти несколько гектаров. В других регионах России сейчас обратная проблема — создано большое количества технопарков, а резидентов нет. У нас же некуда их «приземлить». Неправильно думать, что приборостроители будут много бегать по нашим структурам, получать разрешения, чтобы что-то себе построить и разместить у нас производство. В других регионах условия гораздо более комфортные. Нам надо только выделить землю, а земли у нас в городе много.
В качестве альтернативы эксперты предлагают правительству Севастополя не искать 230 гектаров в одном месте, чтобы освоить сразу все целевые деньги, а выделить два-три небольших участка, что гораздо проще и быстрее.
Потерянные кадры
Крупные промышленные предприятия Севастополя, получив заказы, столкнулись с проблемой нехватки кадров. Как оказалось, за прошедшие 23 года в городе была разрушена система профессионально-технического образования. Новых рабочих учить некому, а те, что были —разъехались в другие города.
«Недавно мы рассматривали крупный заказ для нашего завода, — рассказывает замдиректора ГУП «Севастопольский морской завод» Владимир Немцев. — Планировалось изготовить несколько понтонов для плавучих кранов. Мы подсчитали, что для этого необходимо 400 профильных рабочих. Когда учли всех судосборщиков и сварщиков, которые есть в Севастополе, набралось только 215 человек. Причем собрать их можно только за пару месяцев, поскольку из-за безработицы они уехали в Ростов и другие регионы. В Севастополе постоянно находятся только три бригады — около 70 человек. А подрастающее поколение в профтехучилищах не обучается, да и специальности этих там вообще нет — ни сварщиков, ни судосборщиков училища в Севастополе давно не выпускают. Система профтехобразования разрушена, ее надо восстанавливать — это серьезная проблема промышленности нашего города.
Эту и другие серьезные проблемы члены регионального штаба ОНФ обсудят на промышленной конференции в Москве 8 июня. У федеральных властей «фронтовики» попросят помощи в разрешении земельных вопросов, кадастрировании, открытии грузового маршрута Темрюк — Севастополь, а также в составлении стратегии развития севастопольской промышленности.
МнениеОлег Гринько, эксперт Агентства стратегических инициатив (АСИ):
«У Севастополя есть три сценария развития: первый — ликвидировать промышленность и пойти по пути Ялты, второй — стать военно-морской базой, где военные определяют тренды развития, и третий — городом, где действует федеральный университет совместно с высокотехнологичной промышленностью. Сегодня основная доминанта в Севастополе — это минобороны, и это постоянно будет давить на правительство города и любую бизнес-инициативу. Необходимо согласовать оборонную стратегию и стратегию развития Севастополя. К тому же, есть поручение президента России о разделении земли муниципалитета и военного ведомства, и это поручение сейчас необходимо выполнить.
Кстати
Из 22 самых крупнейших предприятий Севастополя 12 сейчас загружены от 70 до 100 процентов. В том числе на 100 процентов — ЗАО «НТП Импульс-2», ОАО «Уранис-Радиосистемы». На 90 процентов — ОАО «Молот-Механика», на 80 процентов — СРЗ «Южный Севастополь», ЦКБ «Коралл», завод судотехники «Маяк», на 70 — ООО «Металл-сервис групп».