За что из семьи могут забрать ребенка. Разъяснение прокуратуры

28-05-2015 16:37:57
Автор: Антон Седнин
Кто «разоружил» ювенальный законопроект в Крыму, и почему Севастополь оказался не готов к условиям ювенальной технологии, выяснил корреспондент «Примечаний».

Как мы уже писали, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который представляет собой ювенальную юстицию западного образца. Среди ряда положений есть статьи, которые дают право органам социальной опеки устанавливать патронат над семьей, тем самым диктуя формы воспитания и содержания ребенка.

О том, каким образом этот закон реализуется в Севастополе и на каких основаниях органы соцопеки могут изымать ребенка из семьи, редакции «Примечаний» объяснил Старший помощник прокурора г. Севастополя по взаимодействию со СМИ Юрий Писанко: «Изъятие ребенка из семьи органами опеки и попечительства возможно только при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью с соблюдением всех требований, предусмотренных ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации».

Выяснилось, что результатом введения ювенальной юстиции в России стало образование многочисленных организаций, выступающих против внедрения подобных технологий и имеющих противоположные с ювеналами взгляды на права семьи и роль детей в ней. Крупнейшей среди таких является Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС). Сотрудники организации разбирают ювенальные случаи по всей России, а также оказывают бесплатную юридическую помощь семьям, ставшим жертвами ювенальной юстиции. Каждый желающий может позвонить по телефону горячей линии или написать на электронный адрес организации.

Специалистами РВС были разработаны ряд поправок к закону, внедряющему ювенальную юстицию в сферу социального обслуживания населения России. Общественная организация стала инициировать круглые столы в Общественных палатах Федеральных округов для освещения данных поправок, а также проводить одиночные пикеты в их поддержку.

В законе предлагают изменить следующие пункты:

1. Правка пункта о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, где положение «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье» редактируется в «наличие наркотической, алкогольной зависимости, психического заболевания, подтвержденных соответствующим  медицинским заключением; насилие в семье».

2. Исключить неопределенный и размытый в понятиях пункт о «наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан».

3. По заявлению гражданина  не при необходимости, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, а также по вступившему в законную силу решению суда об ограничении родительских прав, нуждающимся лицам  оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

4. Исключение положения об «обследовании условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий» как профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.

«В результате проведения РВС круглого стола в Общественной палате Крыма поправки были одобрены и приняты в короткие сроки. В Севастополе, к сожалению, Общественной палаты пока нет», — рассказывает председатель Севастопольского регионального отделения РВС Екатерина Чепурная. «Мы обращались в органы социальной опеки Севастополя для разъяснения им принципов работы с населением в соответствии с поправками к ювенальной технологии, однако там к нам отнеслись прохладно», — уточнила она.

Представители севастопольского отделения РВС обратились с проектом поправок к уполномоченной по вопросам семьи, депутату Законодательного собрания Севастополя, Татьяне Щербаковой, которая, в свою очередь, объяснила, что в городе закон был принят с учетом данных поправок, представив документальное подтверждение своих слов.

Другой проблемой, затрудняющей в полной мере реализовать ювенальную технологию в Севастополе, оказалось полное несоответствие правовым стандартам РФ севастопольского приюта для детей, куда временно помещаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе изъятые из семей при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

Старший помощник прокурора г. Севастополя по взаимодействию со СМИ Юрий Писанко объясняет: «Прокуратурой города систематически проводятся проверки условий содержания детей в севастопольском приюте. Прокурорской проверкой установлено, что социальный приют для детей расположен в здании бывшего детского сада № 66 по ул. Окопная, 9. В приюте существует дефицит помещений, что препятствует социальному учреждению выполнять предусмотренные законом функции в полном объеме».

Таким образом, в приюте нет условий для распределения детей по возрастным группам, что сказывается на создании комфортного микроклимата и является прямым нарушением прав детей на надлежащие условия воспитания и содержания в специализированном учреждении.

Оказалось, что в приюте отсутствуют такие важные отделения как кабинет врача-педиатра, психоневролога-психолога, кабинет психотерапии, нет и библиотеки с читальным залом.

Оставляет желать лучшего и детская площадка приюта в 50 квадратных метров, которая лишена теневых завесов, соответствующего оборудования по возрасту и росту детей, что  не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, кроме того площадка не озеленена.

«По указанным фактам прокурором города Севастополя в апреле 2015 года губернатору города внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, которое находится на рассмотрении», — подчеркнул Юрий Писанко.


Показать полную версию новости на сайте