Жители Крыма все чаще обращаются за помощью к федеральному центру, пишут обращения в Госдуму, в Общественную палату и другие структуры. Земельный вопрос, национализация, ограничение доступа на пляжи — все это больные темы для населения полуострова. Но, пожалуй, самая острая ситуация сегодня сложилась с земельными участками. Крымчане теряют веру в то, что чиновники решат их вопросы. «Лента.ру» попыталась разобраться в том, что происходит на крымских берегах.
Земля — в иллюминатореЗемельный вопрос — один из главных в крымской повестке дня. Вопрос, способный, что называется, реально «взорвать» полуостров. Как рассказали «Ленте.ру» в общественной организации «Антикоррупционное бюро Крыма», власти затеяли бюрократическую волокиту, чтобы не давать жителям в частную собственность землю, которую они получили в украинский период. Порядок тогда был следующий: крымчанам выдавали решение о выделении земли, по нему нужно было разработать землеотвод, а потом приватизировать и оформить в частную собственность. Из-за коррупции на Украине приватизация занимала не меньше 4-5 лет. В итоге на момент вхождения Крыма в Россию у многих жителей остались недооформленные участки с уже разработанным землеотводом. В сентябре 2014 года глава республики Сергей Аксенов подписал постановление № 313 о дооформлении права собственности на участки по упрощенной схеме.
«По всем каналам нам рассказали, что действует такой порядок: надо пойти в землеустроительную организацию и заказать там за 10 тысяч рублей межевой план, затем отнести его в Госкомрегистр, там его зарегистрируют и выдадут кадастровый паспорт, на основании которого местные советы оформят решение о том, что земля переведена в частную собственность. Все бросились оформлять, потратили деньги на межевые планы, зарегистрировали участки в Госкомрегистре. Но местные советы и администрации (особенно это актуально для Симферопольского района и всех прибрежных городов) стали массово отказывать крымчанам в выдаче решений. Формулировка отказа следующая: "в связи с тем, что у нас нет градостроительной документации, мы вам не можем предоставить участки в частную собственность, ждите, пока мы ее разработаем"», — говорит заместитель председателя «Антикоррупционного бюро Крыма» Екатерина Горелкина.
По словам активистов, в Министерстве имущественных и земельных отношений Крыма, куда они обращались, подтверждают факт массовых отказов в выдаче решений: подавляющее количество звонков на «горячую линию» — как раз по этому вопросу. В то же время нежелание местных властей оформлять крымчанам землю в собственность люди объясняют приходом крупных инвесторов, в том числе московских. «Инвесторы хотят получить лакомые куски земли вблизи региональной столицы, Симферополя, и на Южном берегу Крыма. Однако свободной земли в этих районах мало, и власти таким образом "освобождают" участки. Если до 1 января земля не будет оформлена в частную собственность, ее попросту изымут», — поясняет Горелкина.
Земля на Южном берегу Крыма всегда была на вес золота Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»С этим мнением согласен старожил крымского политикума, бывший премьер-министр Крыма Леонид Грач. Он также считает, что промедление с оформлением связано с тем, что власти хотят дотянуть ситуацию до 2017 года, а потом просто изъять землю. «Поймите, открылся земельный ящик Пандоры для чиновничьего самоуправства. Они хотят торговать этой землей. Но земли в Крыму свободной практически нет, поэтому под продажу ее надо у кого-то изымать. Не будем забывать, что речь идет об очень больших деньгах. Возьмем, например, Южный берег Крыма. В районе поселка городского типа Форос сотка земли стоит сегодня 50-60 тысяч долларов», — рассказывает собеседник.
«Никакой вопрос так остро сейчас не стоит в Крыму, как земельный. Совершенно очевидно, что у людей намереваются забрать то, что им принадлежит на законных основаниях — по 6-12 соток земли», — подчеркивают общественники.
«Лента.ру» попросила прокомментировать ситуацию Министерство имущественных и земельных отношений Крыма. В ведомстве рассказали, что о проблеме знают, но призвали не паниковать. По словам начальника управления регулирования земельных отношений и администрирования платежей за землю Минимущества РК Татьяны Бабенко, все желающие завершить процедуру оформления и дооформления земель смогут уложиться в сроки, ведь до 2017 года еще много времени. «В случае если действительно возникнут трудности в этом вопросе, летом 2016 года будет вынесен на рассмотрение вопрос об изменении сроков в постановлении», — заверили нас в профильном министерстве.
А судьи кто?Тема самостроев — еще один пикантный вопрос в имущественной сфере, бьющий как по владельцам жилых домов, так и по предпринимателям. В мае глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что на федеральном уровне будет принят закон, разрешающий до конца 2016 года сносить незаконные строения без решения суда. «Всех недобросовестных товарищей, которые тем или иным способом, подкупив должностных лиц, в предыдущий период оформили и построили эти незаконные сооружения, просьба снести все самостоятельно (…) Те, кто снесет самостоятельно, избавит бюджет от нагрузки, лишних расходов, будем относиться по-человечески, понимая, что это у нас тяжелое наследие "царского режима"», — сообщил Аксенов.
Речь идет, по данным наших источников, примерно о двух с половиной тысячах объектов. Большая часть незаконных строений расположена в Симферополе и вокруг него, на Южном берегу Крыма, а также в Бахчисарайском районе — на самых «вкусных» территориях полуострова.
Предварительно процедура «узаконивания» объекта предлагается такая. Владелец должен подать в местные органы власти заявление о предоставлении ему земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, с просьбой выдать заключение о возможности признания ее жилым домом. Если специальная комиссия признает, что постройка годится для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, участок можно узаконить. Заключение, как обещают, подготовят в течение месяца. Важное уточнение: самострой не должен располагаться на участке, уже находящемся в пользовании юридических или физических лиц, а также в границах зон размещения объектов государственного или муниципального значения.
Так называемые «самозахваты»: незаконные строения на неоформленной земле Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»На первый взгляд, решение оправданное: бороться с самостроями нужно. Вопросы возникают к форме. Некая специальная комиссия фактически заменяет суд. По ее решению местные органы власти обязаны предоставить земельный участок, на котором расположено строение. Как в Крыму сейчас оформляют земельные участки, общественники рассказали. Не будет ли вопрос решаться положительно только для избранных?
«Это что за терминология "снести без постановления суда"? Причем это ведь не единичный случай, в других сферах мы тоже наблюдаем решения "без суда и следствия". Такие вещи просто недопустимы, если мы называем себя правовым государством. В Крыму сейчас расцвели методы и практика 90-х, а во власти "ученики" из того же периода», — считает Леонид Грач.
Вопросы возникают и у правозащитников. «Чем не угодили суды? Срок рассмотрения исков — максимум полгода. Казалось бы, ничто не мешает вынести обоснованное решение суда по каждому самострою с учетом законных интересов всех сторон. Однако республиканские власти торопятся. Судя по всему, они принимают законы не для налаживания коммуникаций и упорядочивания, а для достижения только им понятных целей. С помощью сноса чиновники могут, например, разбираться с конкурентами в экономическом плане», — комментирует крымский правозащитник Жан Запрута.
Избирательный подходСобеседники указывают на то, что в Крыму во многих сферах практикуется избирательный подход. Не только в земельном вопросе, но и, к примеру, в вопросе о национализации.
«Строительную фирму "Консоль" (ее связывают со спикером Госсовета Крыма Владимиром Константиновым — прим. "Ленты.ру"), одного из лидеров отрасли на полуострове, никто не собирается национализировать. Хотя компания — большой должник Украины и города Симферополя. Еще пример — АО "Крымтур", за которым, по некоторым данным, стоит депутат Госсовета Евгений Михайлов. В АО после развала СССР в 90-е вошли крупные санатории и пансионаты. Организация однозначно имеет для Крыма стратегическое значение. Почему она не национализирована? Ведь можно задать миллиард вопросов о том, как столько лечебно-оздоровительных учреждений оказались в одном акционерном обществе. Идем дальше. Цены в магазинах также имеют стратегическое значение. Одна из крупнейших сетей супермаркетов в Крыму АТБ почему не национализирована?» — говорит наш источник.
Мы поинтересовались активами АО «Крымтур». На официальном сайте организации опубликована следующая информация: «В систему предприятий АО "Крымтур" входят 10 собственных туристско-оздоровительных комплексов, 2 бюро путешествий и экскурсий. Мы предлагаем разные условия размещения от номеров "эконом" до "люкс" и "апартаментов"».
На подобные моменты крымская общественность, само собой, обращает пристальное внимание и недоумевает. «Было бы понятно, если бы, когда Крым вошел в Российскую Федерацию, приняли решение национализировать абсолютно все. А тут подход такой: у того заберу, а у этого нет. Возникает множество вопросов. Еще больше возникает вопросов, когда знакомишься с российским законодательством, согласно которому такое в принципе невозможно. Не надо никаких особенностей в Крыму, они нас только отделяют от российского правового поля. Уже много нестыковок в самых разных сферах. Ни к чему хорошему это не приведет», — рассуждает Жан Запрута.
При этом, обращают внимание активисты, крымские власти почему-то не торопятся принимать решения, которых от них на самом деле ждут. «Я много езжу по Крыму. Люди в открытую говорят, что в республике продолжается строительный беспредел, что застраивается побережье. Не только не сносят эти каменные "гробы", повыраставшие повсюду, особенно на ЮБК, но и продолжают строить новые. Там крутятся огромные деньги, за миллионы продаются квартиры, причем разлетаются, как горячие пирожки. За этим бизнесом стоят как украинские, так и российские олигархи», — объясняет Леонид Грач.
Хаотичная застройка побережья — головная боль крымчан Фото: Алексей Павлишак / ТАСССнос многочисленных высотных железобетонных монстров, расплодившихся и в парках и у самого берега моря — действительно больная тема для жителей полуострова. «Выросло» это хозяйство еще во времена Украины. Приведем пример, о котором в Крыму не знает только ленивый. Громадный жилой комплекс (ЖК) Opera Prima, построенный прямо на набережной Ялты, в прибрежной зоне, в начале Приморского парка. Уже в украинский период по этому строительству заводились уголовные дела, были даже «посадки». Но дом вырос, и ничто ему не угрожает, апартаменты продаются, владельцы ЖК — на Украине. «Собственники апартаментов и гости отеля могут наслаждаться отдыхом на просторном оборудованном пляже и террасах у бассейна. Шум прибоя, великолепный сервис, закрытая территория», — такое описание комплексу дается на его официальном сайте.
Наличие собственного закрытого пляжа у жилого комплекса в самом центре Ялты никого не смущает. Статья 6 Водного кодекса РФ, в которой прописано, что нельзя ограничивать гражданам доступ в прибрежную зону, к сожалению, в Крыму работает с переменным успехом.