За последний год, ассортимент товаров в магазинах и на рынках Крыма претерпел заметные изменения. Это связано как с санкционной политикой по отношению к полуострову, так и с новыми требованиями к качеству и импорту иностранных товаров на территорию Крыма, как субъекта РФ.
Доставка товара с материковой РоссииЭто, пожалуй, самый простой способ для предпринимателей малого и среднего звена. В связи со вступлением Крыма в состав РФ, границы и таможенные пошлины с материковой частью России исчезли, а значит, открылся огромный пласт новых поставщиков и товаров, которые теперь можно легко и без лишних оформлений завозить на территорию полуострова. Закономерным стало появление множества автотранспортных компаний, которые предоставляют свои услуги по перевозке грузов из Крыма и на полуостров. В Севастополе их порядка 13.
Так, к примеру, за доставку груза весом до 5 кг из Москвы в Севастополь вам придется заплатить порядка 500 рублей. К этой цифре прибавим комиссию за услуги паромной переправы — 10 рублей за 1 кг груза — и доставку по городу примерно 200 рублей.
Некоторые компании берут дополнительный сбор за оформление заявки. В общей сложности за товар весом до 5 кг придется отдать до 1000
Неудобство этого пути доставки товаров составляет и весьма неустойчивые погодные условия на паромной переправе. Во время штормового предупреждения движение паромов ограничено или прекращено вовсе. Не смотря на то, что транспортные компании заявляют определенные сроки прибытия груза в конечную точку (из Москвы, к примеру, это 5-8 дней), вам следует готовиться к задержке доставки на неделю, а то и две. Следует отметить, что с 1 мая этого года было принято решение разгрузить паромную переправу порт «Кавказ» — порт «Крым», и грузовые автомобили переправляются по курсу Новороссийск — Феодосия.
Товары из ТурцииПарадоксально, но, не смотря на близкое соседство с Турцией, в Севастополе нет карго, которое осуществляет грузоперевозки из Стамбула на полуостров морем. Доставить желаемый товар по этому маршруту возможно с помощью компаний авиа-карго в Симферополе. Многие турецкие магазины уже наладили товарно-транспортные отношения с определенными карго и для того, чтобы приобрести нужный товар, вам не обязательно выезжать в Турцию, товар можно купить on-line. Однако в случае с Крымом этот механизм только набирает обороты.
Средняя цена за доставку 1 кг груза с помощью авиа-карго составляет 9.5 долларов. Прибавляем стоимость авиа билета в оба конца и проживание в гостинице. В этом случае ценовой разброс зависит от личных пожеланий и требований предпринимателя.
Завоз товара из УкраиныЭто привычный, но самый проблемный на сегодняшний день способ закупки и формирования ассортимента своей торговой точки, где вступают в силу геополитические факторы и постоянно меняющаяся законодательная база пересечения границы между Крымом и Украиной. Почти все опрошенные нами средние предприниматели, закупающие товар на рынках Украины, отметили легкость прохождения пограничного контроля со стороны Украины и жесткие требования и меры, со стороны российской погранслужбы, которая более внимательно относится к ввозимым с Украины товарам. Ко всем товарам иностранного происхождения выдвигаются требования о наличии сертификата качества, что в условиях закупок на оптовых рынках почти не возможно.
Владелец магазина стоковой одежды, который предпочел не называть своего имени, рассказывает: «Мы сейчас в основном товар везем из России, кое-что продаем еще со склада, из старых запасов. Возим и с Украины, но мало. Там у меня остались друзья, двадцать лет с ними работал. Я у них товар выбираю, потом они через границу устраивают мне передачи. На своей машине я ни разу ничего не возил».
Предприниматель уточнил, что между ним и его украинскими партнерами есть посредники, которые подвозят товар к границе, где он его и забирает, предварительно расплатившись. Цена за доставку каждый раз меняется в зависимости от веса, объема груза и посредника и составляет от 500 до 3000 рублей.
Вот что рассказывает владелица торгового лотка на рынке 5-ого километра: «Мы пока ездим в Одессу. Берем доллары, там меняем на гривны и покупаем товар. На маршрутке, платим водителю пять тысяч рублей. Но это только дорога, за наш товар он не отвечает. Нельзя груженым машинам пересекать границу, это требования Украины такие. Поэтому нас всех высаживают, и мы идем пешком с сумками. Украинские таможенники лояльны к нам, закрывают на многое глаза, не досматривают. В России строго — видят, что у нас товар, и не пускают».
Женщина отмечает, что заполнить декларацию и оплатить госпошлину им не предлагают, в то время как она ожидает подобных действий от представителей погранслужбы и оплатила бы нужную сумму в рамках законодательства.
В реальности ситуация выглядит следующим образом: закон об обложении товаров, ввозимых из Украины в Крым есть, а точных норм и расценок нет. По словам продавцов, получается, что две тетушки с сумками товара могут пройти пограничный контроль по-разному, одну — пожалеют, а вторую завернут и выставят определенную цену госпошлины.
«Вот недавно, по возвращению в Крым с товаром, нас вернули. Мы некоторое время ходили по приграничной полосе, но нам удалось договориться с лояльным пограничником и нас пропустили» — вспоминает женщина — «Все делается для того, чтобы ездили мы за товаром на материк в Россию. Но я вот не могу себе этого позволить, очень дорога с переправой дорогая и тяжелая для меня. Я уже пожилая, здоровья нет, а на пенсию свою не проживу. Дорога в Одессу тоже сложная стала, но пока привычнее там, все знаешь. Если бы было как-то по закону, комфортно устроено или на границе с Украиной, или с рейсами в Россию, то мы бы ездили больше и чаще. И пошлины готовы платить».
На сегодняшний день, перевозку товара для челночников из Одессы в Севастополь осуществляют 1 автобус и 2 грузовых автомобиля. Как рассказывают водители транспортных компаний —перевезти груз весом до 3 кг обходится в 2000 рублей, а за пропуск так называемого «буса» с товаром пограничники берут не менее 200 тысяч рублей. Не радуют и сроки доставки подобным путем, так как ситуация на пограничном контроле со стороны Крыма превращается почти в рулетку, кому повезет со сменой — тот и проезжает, остальные ждут лояльной смены.