Чиновники могут лишить аэропорты одного из доходных видов бизнеса: с июля в VIP-залах крупнейших аэропортов перестанут работать отдельные пункты пограничного обслуживания. По данным «Коммерсанта», на этом настояла ФСБ, заявив о незаконности таких услуг.
В отрасли отмечают, что аэропорт получает от одного VIP-зала около 10 миллионов рублей в месяц. Перспектива потери доходов беспокоит аэропорты настолько, что к решению вопроса уже привлекли вице-премьера Аркадия Дворковича.
Как рассказали источники на рынке, с июля в российских аэропортах должен измениться порядок пограничного обслуживания в VIP-залах: паспортный контроль и предполетный досмотр VIP-пассажиры теперь должны проходить в общем порядке. Соответствующее указание от ФСБ поступило в погранслужбы аэропортов, говорят собеседники. В качестве причины указывалась «незаконность предоставляемых услуг». Проблема поднималась во вторник на совещании под председательством первого вице-премьера Аркадия Дворковича при участии представителей крупнейших аэропортов и Росграницы. Пресс-секретарь Дворковича подтвердила факт совещания.
В Росгранице лишь пояснили, что ведомство не прекращало пограничный и таможенный контроль в VIP-залах аэропортов, не уточнив, вносились ли изменения в процедуры. Однако на профильном портале заказа и бронирования VIP-залов в аэропортах сообщается, что пассажиры по-прежнему могут зарегистрироваться и оформить багаж в VIP-зале, но паспортный и предполетный контроль придется проходить в общем порядке. Из-за этого в аэропорт рекомендовано приезжать не менее чем за 1,5 часа до вылета.Залы официальных лиц и делегаций существуют с советских времен, там обслуживаются лица, утвержденные в перечне управления делами Президента РФ, официальные лица, представители правительства, министры и их зарубежные коллеги. Но в аэропортах работают и VIP-залы, обслуживающие коммерческих пассажиров и корпоративных клиентов, им предоставляются отдельные пункты пограничного, таможенного и предполетного контроля, регистрация и оформление багажа на выделенных стойках. В Домодедово стоимость услуги составляет €250, во Внуково — от 8 до 15 тысяч рублей, в Шереметьево — 11-13 тысяч за один раз или 155-310 тысяч в год.Информацию о новом порядке подтвердили во Внуково.
«С 1 июля в залах повышенной комфортности прекращено обслуживание пассажиров, вылетающих международными рейсами, за исключением тех, кто прислал заявки до уведомления», — сообщила руководитель пресс-службы аэропорта Елена Крылова. Она уточнила, что во Внуково — два зала повышенной комфортности, не считая бизнес-залов авиакомпаний за линией погранконтроля, ими пользуется порядка 15 тысяч человек в месяц.
Впрочем, пока ограничения ввели не все аэропорты. В Шереметьево заверили, что обслуживание пассажиров в VIP-залах продолжается «в полном объеме», а в колл-центре VIP International подтвердили, что услугу можно приобрести «без каких-либо ограничений». Один из собеседников, близких к ситуации, объясняет, что Шереметьево добилось «некоторого компромисса». В ближайшие дни обслуживание VIP-пассажиров «будет проводиться по отдельной договоренности с погранотрядом аэропорта», поясняет он. В Домодедово также утверждают, что изменения в регламент сервиса не вносились. Источник сообщил, что чиновники не одобрили открытие VIP-пункта пропуска в Пулково-1 в Петербурге, ссылаясь на то, что это «незаконно». В самом аэропорту отказались от комментариев. В Минтрансе говорят, что совместно с аэропортами готовят предложения для урегулирования ситуации, которые затем будут вынесены на рассмотрение правительства.Прекращение пограничного обслуживания в VIP-залах может лишить аэропорты доходного бизнеса, заявил источник в одном из аэропортов.
«На фоне сокращения авиаперевозок и общего спада в отрасли такие решения выглядят как минимум странными. В результате могут быть сокращены до 500 человек из персонала аэропортов, а бюджет недосчитается налоговых отчислений до 1 миллиарда рублей», — говорит собеседник издания. В среднем доход от обслуживания пассажиров одного зала может превышать 10 миллионов рублей в месяц.«VIP-залы — это изобретение советских времен, которое получило коммерческое развитие в российской действительности», — отмечает глава Infomost Борис Рыбак. В большинстве западных международных аэропортов прохождение паспортного контроля в отдельном зале не предусмотрено, поясняет эксперт, пассажиры первого и бизнес-класса лишь получают специальный ваучер и проходят все процедуры в ускоренном режиме в общем зале. По оценке Рыбака, если пограничный контроль уберут из VIP-залов российских аэропортов, то сама услуга станет бессмысленной.