Интернет сегодня пестрит статьями, повествующими об ужасах игровой и компьютерной зависимости. «Некоторые специалисты уже ставят компьютерную зависимость или игроманию в один ряд с алкогольной или наркотической зависимостью», — вещает неизвестный автор, призывая покаяться и убояться каждого, кто хоть пару часов в своей жизни провел «в игре».
Часто после длинной тирады авторы материалов призывают избавиться от игромании в таких же центрах, в которые ходят представители более традиционных «зависимостей». Так почему же внезапно стало модно называть любителей компьютерных игр — психически больными людьми? Станут ли заядлые игроки в одиночные и онлайн-игры выносить из дому ценные вещи для получения новой «дозы» или игромания не так страшна, как ее малюют?
Как это работает
На моем счету, по самым скромным подсчетам, — полсотни игр. Есть ли у меня зависимость?
Игровые «запои» у меня зачастую случались во время больничного — именно тогда я отправлялась в виртуальные миры побеждать драконов, сражаться с альянсом или искать сокровища в пещерах. Выздоровев, я вскоре неизменно бросала игру, это было моим своеобразным ритуалом. На сегодняшний день у меня есть персонажи достаточно высоко уровня на нескольких серверах Lineage 2, World of Warcraft, Perfect World и Aion. Я уже не говорю о несетевых играх, число которых перевалило за несколько десятков.
Последние два года мы с друзьями, живущими сегодня в разных странах, раз в месяц собираемся пострелять в Team Fortress. Часто это затягивается, и уже к утру мы «отлипаем» от мониторов и отправляемся спать. Платформа для распространения игр Steam сегодня любезно подсказывает мне, сколько часов я провела в той или иной игре. Аккаунт в Steam я создала 12 мая 2013 года. Сегодня на моем счету 64 часа в массовом многопользовательском шутере от первого лица Team Fortress. 64 часа жизни, Карл!
Дочитав до этого абзаца, многие уже успели решить, что у автора зависимость. Спешу заявить — ее нет. Как нет и у большинства любителей компьютерных игр. Мы обратились к практикующему психологу, чтобы выяснить, как же отличить зависимость от увлечения.
Что об этом думают психологи
«Любая крайность — губительна», — уверен доцент кафедры психологии филиала МГУ в Севастополе, практикующий психолог Владимир Ковалев. Он рассказал нам о том, как определить игромана в толпе просто увлекающихся, способ оказался достаточно простым.
«Если нормальному человеку выключить компьютер, он найдет себе другое занятие. Игроман же начнет психовать, нервничать, и, может, не сразу, но через сутки-двое это проявится», — поделился Владимир, добавив, что к нему часто обращались за помощью в надежде избавиться от игровой зависимости, однако далеко не все «обвиняемые» на поверку оказывались больны. Чаще всего с подобной просьбой к психологу обращаются родители, жалуясь на то, что ребенка не интересует ничего, кроме компьютера.
«Тут немного другое. Часто это уход от деятельности, которую ребенку навязывают, — учебы. Совсем другой случай», — отмечает психолог.
Владимир поделился опытом по выведению игроманов из состояния зависимости. «Для этого нужна любая динамика. Хоть начать обои в комнате переклеивать, хоть переезд», — рассказывает он, связывая это все с необходимостью получения новых эмоций.
Владимир Ковалев рассказал, что назвать просто игрозависимыми людей, которые приходят с работы и ежедневно до самого утра «рубятся» в игры, сложно. Скорее всего, речь идет о работоголиках или людях, у которых не хватает духу принимать решения дома, однако иногда это просто оптимальный вид отдыха, выбранный для себя этими людьми. «Я помню период, девяностые годы, когда в танчики играли. Они только появились, а мы с супругой играли до утра. До одурения, месяца три. Потом пресытились и бросили», — с улыбкой вспоминает Владимир.
«Обычно одна зависимость цепляет другую. Если подросток — игроман, со временем он начинает курить», — объясняет Владимир. Он уверен, игромания не так опасна, как алкоголизм и наркомания, но она может порождать другие зависимости.
Владимир также открыл нам глаза на истину, которой противоречит большая часть статей в интернете. Онлайн-игры, в которые играет много людей, менее опасны, чем однопользовательские. «Это предполагает общение с людьми. А если я сам, то моя совесть спит и проявляется только при наличии других людей», — делится психолог.
В целом игровая зависимость — штука страшная, но только тогда, когда ее не путают с простым увлечением. Если вас не тянет поиграть все время, а при выключении света у вас не случается истерика — вы вполне здоровы.