По результатам исследования сделан вывод: по сравнению с предыдущим, проведенным Центром в конце февраля 2015 года, есть определенные положительные сдвиги. Тем не менее темпы, которыми региональные власти претворяют в жизнь положения закона, все еще остаются крайне недостаточными.
Закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан» принят 28 декабря 2013 года, а два года до начала его реализации с 1 января 2015 г. были даны не только для того, чтобы подготовить и принять целый пакет необходимых нормативно-правовых актов на федеральном уровне.
По результатам мониторинга официальных сайтов социальных органов можно констатировать, что в 83 из 85 регионов Федеральному закону № 442 посвящен специальный раздел. Разъяснение имеет место только в 25 из 85 субъектов РФ. На сайтах трех регионов существует раздел, где приведены формы заявлений о предоставлении соцуслуг, договора и индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Реестра поставщиков соцуслуг не оказалось на официальных сайтах социальных органов только четырех субъектов, но эту информацию всюду подают по-своему.
На 15 июня 2015 г. телефон «горячей линии» по социальным вопросам можно было найти на 48 официальных сайтах регионов. Для сравнения — в феврале таких сайтов было 33. При этом только в семи регионах указано, что это именно телефон по разъяснению положений закона № 442, еще на трех — в качестве телефона «горячей линии» указан общероссийский «Единый социальный телефон» по оказанию информационно-консультационных услуг «8-800-555-0-222», который по факту оказался недоступным, как, впрочем, и в феврале. На 37 сайтах ссылок на телефон «горячей линии» не обнаружено.
При проверке «горячих линий» стала видна и недостаточная подготовка и компетенция их сотрудников. Заметил ли кто-то изменения в решении социальных вопросов — об этом эксперты спросили опрашиваемых, и если в феврале положительно на этот вопрос ответили 11% опрошенных экспертов, то теперь — 29%. В числе перемен наиболее часто назывались переоформление договоров (45%), изменение стоимости услуг (36%) и соотношение платных и бесплатных услуг (28%). Всего 9% опрошенных отметили факт оформления индивидуальных программ. Сократилось число тех, кто изменений не заметил, — с 89% до 71%. 59% экспертов отметили, что экспертно-разъяснительная работа ведется, 41% — считают, что ее нет. Основными источниками получения информации по новому закону только 28% называли консультации и разъяснения социальных работников и еще 3% — стенды в органах социальной защиты и иных профильных учреждениях. Чаще всего упоминались различные семинары, круглые столы, конференции (68%), публикации в газетах (31%), а также брошюры, распространяемые в медицинских и других социальных учреждениях (28%).
«Требовать от региональных властей уже отлаженной и совершенной системы социального обслуживания населения в полном соответствии с буквой закона, наверное, рано, — отмечает директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев. — Всего за полгода удалось заметно продвинуться в нужном направлении. Но почему люди так плохо информированы о том, что у них появилось больше прав и оснований для получения социальной помощи? Почему НКО из сферы соцобслуживания не знакомы с положением закона о создании рынка соцуслуг и о возможности оказаться в официальном реестре их поставщиков? Почему даже сотрудники ответственных за это органов исполнительной власти на местах сами плохо знакомы с положениями закона? Он был принят еще в 2013 году, а реализовываться начал в 2015-м. Двух лет оказалось мало для того, чтобы подготовить, по крайней мере, кадры для работы на «горячей линии» и провести информационно-разъяснительную кампанию среди населения».
Пресс-служба ОНФ