Сколько мораториев власти Севастополя ни накладывали на возведение многоэтажек, апартаментов и частных домов, сколько правоохранительные органы ни мониторили окрестности, мысы и улицы, застройка города-героя все равно продолжается, причем в самом неприятном духе. Строительные краны вырастают как после дождя и, что примечательно, как раз в тех районах, где этого меньше всего бы хотелось горожанам.
Самые лакомые куски — конечно, на побережье. Например, на диком пляже Скалки ведется строительство 21-этажного гостиничного комплекса. Территория ограждена забором, выкопан котлован, разложены бетонные блоки и установлены бытовые вагончики. В целом ситуацию не стоило бы относить к разряду из ряда вон выходящих (если, конечно, не помнить, что в Севастополе не было домов выше 16-этажки на Капитанской улице, да и та история закончилась плачевно), если бы стройка не шла в заповедной зоне. Дело в следующем: в соответствии с утвержденным планом, территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» берег Карантинной бухты попадает в зону границы исторического ареала. Это означает, что на данной территории нельзя вести капитальное строительство. Ее можно использовать только в качестве рекреационной зоны. Кроме того, при выкапывании котлована на месте дикого пляжа были обнаружены древние склепы, которые ученые относят к дохристианскому периоду Херсонеса. Благодаря неравнодушным гражданам, строительство было остановлено. Надолго ли? Сейчас власти города выясняют, кому принадлежит участок.
Вторая рана Севастополя, на которую то и дело подсыпают соли, — парк на Учкуевке, территорию которого отдали под индивидуальную жилую застройку. Некое агентство недвижимости распродает огромные территории на Северной стороне — Учкуевка в их числе.
Парк распаеван, но уже были вынесены судебные решения об отмене госактов на застройки. Несмотря на это, сделки по продажам и перепродажам земель продолжаются. Депутаты уже выступили с заявлением, что всем парковым зонам необходимо придать статус особо охраняемых природных территорий. Это даст возможность защитить их от проведения любого капитального строительства и даст возможность выделить бюджетные средства на все работы, связанные с содержанием этих территорий. На данный момент нужно определить балансодержателя парка. По информации общественников, техническая документация на парк находится в предприятии «Декоративные культуры». Передача зоны отдыха муниципальным унитарным предприятиям может спасти Учкуевку.
Опасность грозит и еще одной рекреационной зоне — памятнику природы местного значения, прибрежному аквальному комплексу у мыса Лукулл, что близ Андреевки. Несколько лет назад земельные участки в границах аквального комплекса были выделены для дачного кооператива. Активная застройка началась год назад и пока не затрагивает памятник природы, но постепенно к нему подступает. Исследования ученых подтвердили, что береговая нагрузка в подобных аквальных комплексах нарушает экологический баланс из-за поливов растений, проведенных коммуникаций. Вследствие этого идет ускоренное разрушение береговой черты, происходят обвалы. Логичным в данном случае было бы ввести мораторий на какие-либо действия, которые могут нарушать экологический баланс: хаотичная застройка идет в ускоренных темпах.
Впрочем, и помимо застройки эко-проблем в городе достаточно. Например, недавно местные жители в очередной раз попросили избранников народа запретить продажу товаров из можжевельника на территории города. Напомним, решением сессии горсовета с 2003 года в Севастополе запрещена вырубка и продажа изделий из можжевельника. Тем не менее не торгуют им, по данным нескольких мониторингов, только в Балаклаве. Но при нынешних темпах уничтожения растений, если сейчас не остановить вырубку, через несколько лет в крымских лесах не останется ни одного можжевелового дерева. В ближайшее время власти должны заняться и этим вопросом. Возможно, проблема будет решена на законодательном уровне: уже есть предложение пресечь нарушения как таковые и максимально жестко наказать за уже совершенные.