Эксперты ожидают, что ее могут обсудить уже в октябре на Международном форуме «Водный туризм». И надеются, что на нем хотя бы вчерне представят концепцию развитии яхтинга в российских прибрежных зонах. По крайней мере, уже запланирована панельная дискуссия о перспективах создания сети плавучих заправочных станций, чему мешает несовершенное законодательство.
И все это не только для развлечения. Яхтинг — отличный и весьма прибыльный бизнес для малых компаний и индивидуальных предпринимателей, если поставить его под правильный парус. А это доходы в бюджет. На яхтах можно катать не только богатых, но и вполне себе средний класс. Все зависит от уровня судна, сервиса и маршрута — можно подобрать на разные кошельки. А возможностей для фантазии — море. Почему бы не лечь на курс одной из волгоградских турфирм, которая предлагает проплыть маршрутом Степана Разина по Волге и Дону? Тем более что большие круизные суда по маловодной сегодня Волге не пройдут. Да мало ли еще в России маршрутов!
Яхтенный туризм, парусный спорт, кайтбординг в перспективе могут стать любимым развлечением россиян. И не только россиян. Летом прошлого года Минтранс организовал Черноморскую регату больших парусников. Сочи и Новороссийск в те дни посетило более миллиона человек. Так что не случайно премьер-министр Дмитрий Медведев поручил представить в правительство предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах страны.
Обратный ветерПроблему в середине лета обострили власти Крыма. Полпред Президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев проинформировал, что этим летом причалы на полуострове опустели. Около 60 процентов яхт ушли в Турцию, Черногорию, Грецию, Италию.
Причина не только в санкциях. А в жестких российских пограничных и таможенных правилах, высоких заградительных пошлинах на ввоз и вывоз яхт. Судно под иностранным флагом может получить разрешение на въезд и стоянку в России только на два месяца без уплаты пошлины. Каждые два месяца яхта должна приплывать и снова уплывать. За каждую ходку платится более 800 евро.
А владелец любой яхты, включая парусную лодку для детского спорта, купленные за рубежом, обязан заплатить пошлину вполовину цены самого судна — 45 процентов. Причем речь идет не о моторных яхтах ценой в миллионы долларов. А о спортивных парусных яхтах для чартеров длиной до 30 футов максимум в 70 тысяч евро, о детских спортивных «тазиках» класса «Оптимист» за 3 тысячи и о яхтах олимпийских классов за 10 тысяч, уточняет директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта Алексей Жиров. Поэтому выгоднее регистрировать и держать парусные яхты за границей.
Это очень обидно. Ведь Россия — самая большая водная держава мира. «Большая вода» включает более 2 миллионов рек длиной в 6,5 миллиона километров. Из них 200 с лишним рек — свыше 500 километров. Да и климатические условия позволяют ходить на лодках с конца апреля до ноября. Это длинный сезон даже по сравнению с Англией и Голландией, где количество яхт превышает численность населения.
Шахматы на водеЯхта, в понимании многих, это что-то очень дорогое. Такое смешение понятий порождает иллюзии о недоступности и эксклюзивности этого отдыха. На самом деле яхта — это парусная лодка и не всегда дорогая, иногда построенная своими руками, это спорт, романтика, мечта, свобода и жажда открывать что-то новое.
В яхтинге существует большой разброс цен. Есть парусные яхты разных классов и оснащенности. Этим летом в Москве — бум яхтинга. Их предлагают в часовую аренду за 2 тысячи рублей на двоих. Яхт-клубы проводят корпоративные регаты, регаты выходного дня, банкеты и свадьбы. Это становится самостоятельным бизнесом, который по-новому организует отдых людей у воды. Соль парусного спорта в том, что люди соприкасаются со стихией, их умения требуют знаний гидродинамики, математики, геометрии и логики. Это «шахматы на воде».
Что делать с берегами?Принятая четыре года назад Стратегия развития туризма до 2020 года рекомендовала регионам предусмотреть комплекс мер по развитию яхтенного туризма. Он может стать козырной картой в развитии российских территорий. Развитие инфраструктуры для яхтинга предусматривает также федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». На нее предусмотрены 332 миллиарда рублей, в том числе 96 миллиардов рублей из средств федерального бюджета. За счет федеральных средств планировалось создавать инфраструктуру, а частный бизнес мог бы строить гостиницы и стоянки, оказывать услуги.
Но за четыре года мало что изменилось. Не приняты важнейшие нововведения, констатируют участники рынка. Во-первых, яхтсмены работают, по сути, в нелегальном поле, то есть без прав на вождение яхт одного образца. Получить их можно только на мотолодку, катер, гидроцикл, водный мотоцикл. Всероссийская Федерация парусного спорта утвердила свои права для яхтсменов, как это сделано в США и Англии. Но в России они нелегитимны.
Во-вторых, нет утвержденных водных маршрутов, по которым может быть проложен курс парусных яхт с туристами. Такая дорожная карта необходима прежде всего для обустройства современной инфраструктуры. Но проблема и в том, что берега по российским законам не могут быть в частной собственности. Это означает, что не всякий бизнес захочет инвестировать в прибрежную инфраструктуру.
В-третьих, немаловажной для захода иностранных яхт в порты РФ была бы возможность заправляться топливом DUTY FREE. Этот метод проверен многими государствами-лидерами яхтенного бизнеса.
В-четвертых, чтобы наладить производство и сбыт лодок и яхт в России, потребуется пересмотреть таможенные правила. Их подробно прописали в Федерации парусного спорта Севастополя, в Ассоциации развития яхтинга Крыма. Вкратце идея состоит в том, что оплата пошлины за вход яхты в территориальные воды России идет напрямую в бюджет по фиксированной ставке, а разрешение на временный ввоз судна не зависит от гражданства владельца или представителя владельца яхты и выдается один раз на весь срок пребывания. С возможностью продления в порту без выхода за границу.
«И то и другое приводит к росту поступлений в бюджет, увеличению квалифицированных рабочих мест, освоению новых технологий и усилению положительного имиджа страны», — сказали «РГ» в Крымской ассоциации развития яхтинга. В этом случае владельцы лодок и парусных яхт начнут ставить свои суда в России. А это примерно 10-15 тысяч яхт, принадлежащих россиянам, физлицам и компаниям. Одна яхт-стоянка дает 10 рабочих мест.
Для бизнеса раздолье и в другом направлении: у нас в стране нет компаний по разработке электроники и навигации для яхт, производства мачт, такелажа и парусов. Свободен от российских производителей рынок яхтенной одежды.
Заплыв на мировой уровеньПо словам главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, таможня готова предлагать новые упрощенные процедуры. Но главные инициативы остаются за Евразийской экономической комиссией.
Интересен опыт Турции. 40 лет назад страна приняла госпрограмму по развитию яхтинга. Государство стало строить марины, передавая их в частное управление. Позже компании начали сами инвестировать в строительство. Сейчас в Турции десятки тысяч парусных яхт, либеральные правила позволяют пополнять бюджет миллиардами. А теперь сравним. На всю Россию всего 3-5 тысяч лодок. Как только государство обустроит этот рынок, инвестиции в него станут сверхприбыльными. Как этого добиться? Эксперты предлагают создать спецструктуру с полномочиями или наделять ими саморегулируемые организации, заинтересованные в развитии индустрии.
Всегда под парусом Есть не у нас, а у них такое понятие — «люди на лодке». Это о тех, кто годами не покидает своего беспрестанно передвигающегося пристанища — яхты. Особенно много таких в США, во Франции, говорят, и в Австралии.Смысл жизни закончивших с бизнесом обеспеченных, как правило, не слишком и богатых людей — вечные путешествия на яхтах по морям-океанам. Это можно назвать и стилем жизни, о котором блестяще писал мой любимый американский писатель Джон О Хара. Его герои проводили месяца на борту яхты, жили прохладной зимой на ней же в порту, чтобы, когда чуть потеплеет, уйти в притягивающее море.
Побывав во Флориде и пожив на Лазурном берегу, я, кажется, проникся этой философией морских странников. Они никогда не чувствовали себя одиноко. С ними рядом всегда были моря-океаны и такие же boat people. Всегда загорелые, без обременительного жира, немного чудаковатые люди с выцветшими на солнце волосами, но светящимися глазами.
И еще я понял, что для ведения этого счастливого для некоторых существования нужны деньги. Самое забавное, не для самих путешествий, которые обходятся не слишком и дорого. Зимняя стоянка где-нибудь в Каннах или в соседнем Монте-Карло была подороже десятимесячных морских гонок. Но почему бы, как говорится, и нет? Особенно если жизнь сделана, а старость обеспечена.