Соответствующее решение принял глава военного ведомства Сергей Шойгу, который отменил распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова, пишет газета «Известия».
В период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002-го по 2009 год военные создали группировку бронепоездов, приписанных к Железнодорожным войскам. После завершения активной фазы боевых действий в Чечне в Минобороны решили, что использование в современной армии специальных составов не нужно. Сердюков принял решение демонтировать с поездов вооружение, а составы отправить на консервацию.
Как сообщили изданию в министерстве, из-за неожиданной отставки Сердюкова в 2012 году его приказы о реорганизации различных подразделений Минобороны оказались не исполнены.
Команде Шойгу потребовалось время на то, чтобы «разобраться в хозяйстве», и после завершения ревизии новый министр отменил распоряжения о сокращении военных учебных заведений, мобильных подразделений ВДВ и расформировании группировки бронепоездов Железнодорожных войск в Южном военном округе.
По свидетельству офицеров, спецпоезда отлично зарекомендовали себя в Чечне, когда требовалась охрана составов со строительными, военными грузами или личным составом, чтобы избежать их подрыва боевиками. Кроме того, бронепоезда оказались незаменимы для прикрытия саперов, которые разминировали железнодорожное полотно.
В Южном военном округе после ремонта и перевооружения находятся четыре современных спецпоезда «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Они были сформированы в начале 2000-х годов из нескольких бронепоездов, построенных в середине прошлого века. До 1980-х годов поезда несли службу на Дальнем Востоке, где охраняли мосты и железнодорожные перегоны на советско-китайской границе.