При исследовании дна Керченского пролива в районе мыса Тузла экипаж гидрологического судна нашел и поднял на поверхность советский штурмовик Ил-2. Как сообщил «РИА Новости (Крым)» замглавы поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев, на борту самолета были обнаружены останки летчика и его личные вещи.
«Непосредственно процедура эксгумации проводилась уже в Геленджике. Из толщи донных отложений, сформировавшихся в кабине за 70 лет, прошедших с момента гибели экипажа, были извлечены останки летчика и его личные вещи, в том числе спасательный жилет и орден Красного Знамени. Само по себе наличие спасательного жилета изначально указывало на то, что самолет входил в состав ВВС Черноморского флота», — сообщили в поисковом отряде.
Кубанские поисковики выяснили, что штурмовик, выпущенный авиационным заводом 19 июля 1943 года, не вернулся с боевого задания 1 ноября 1943 года. Экипаж в составе 25-летнего пилота гвардии младшего лейтенанта Ударова и 21-летнего стрелка-радиста гвардии младшего сержанта Калинкина был сбит в воздушном бою над Керченским проливом, сообщили «РИА Новости (Крым)» в Краснодарском региональном отделении ООД «Поисковое движение России».
«В этот день пилоты JG52 люфтваффе заявили о семи одержанных ими победах над советскими штурмовиками в районе Керченского пролива. Особенно "отличились" летчики хорватской эскадрильи, записавшие на свой счет пять из семи заявленных самолетов», — рассказал Порфирьев.
Члены Краснодарского регионального отделения «Поискового движения России» выяснили, что обнаруженный в штурмовике орден Красного Знамени принадлежал летчику Александру Ударову. В соответствии с приказом Командующего Черноморским флотом № 720 от 3 октября 1943 года, молодой пилот с начала июня по 12 августа 1943 года произвел 14 боевых вылетов. При этом в последний полет Ударов отправился без парашюта, рассказали кубанские поисковики.
«Еще когда проводились работы по эксгумации останков гвардии младшего лейтенанта Ударова, мы обратили внимание на тот факт, что в кабине полностью отсутствуют остатки парашюта и элементы парашютной системы. Проще говоря, парашюта попросту не было. Раньше я только слышал о том, что некоторые пилоты, не допуская даже мысли о попадании в плен, не брали с собой в полет парашюты, исключая саму возможность спасения над территорией контролируемой противником. Их девизом была фраза «Победа или смерть», — подытожил заместитель руководителя ККОПО «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.