Номер не пройдет: что будет с грузопотоком из Украины?

28-08-2015 14:34:12
Автор: Антон Седнин
МВД России предложило ускорить процесс замены украинских автомобильных номеров в Крыму на российские. Если инициативу одобрят, то с 1 апреля 2016 года ездить на Украину крымские автомобилисты больше не смогут. «Примечания» выясняли, как это отразится на

Решение сократить срок перерегистрации МВД мотивирует тем, что владельцы автомобилей, фактически находящихся на учете в другом государстве, не платят транспортный налог, из-за чего казна Севастополя и Крыма теряет большие деньги. Но, выдвинув такую инициативу, МВД, видимо, не учло, что полный переход на российские номера до постройки моста Крым-Кубань может повлечь трудности для экономики региона.

По данным ведомства, из 800 тысяч крымских автомобилей перерегистрацию на российские номера прошли порядка 200 тысяч — не более четверти. Люди не меняют номера по множеству причин. Кому-то не хочется стоять по три дня в очередях, которые за полтора года все никак не рассосутся. У кого-то родственники на Украине, в том числе старые и тяжелобольные, которых надо постоянно навещать. Но главная причина, пожалуй, это бизнес.

На момент  присоединения Крыма к РФ, по данным организации «Деловая Россия», 96% экономики Крыма составляли малый и средний бизнес — торговля, сфера услуг, дистрибуция, мелкое производство. В малом и среднем бизнесе до сих пор трудятся сотни тысяч человек. Это как раз те, кто ездил на Украину в челночном режиме на небольших авто.

За полтора года связи Крыма с Украиной сильно сократились, и чиновники в Симферополе заявляют чуть ли не о полной экономической независимости полуострова. Но это далеко не так. Хотя в ассортименте крымских магазинов, действительно, стали преобладать российские товары, из Украины в Крым все еще везут огромное количество продуктов питания и товаров первой необходимости. И будут везти, пока не построен Керченский мост — то есть, как минимум, до конца 2018 года.

Иначе говоря, впереди у Крыма — еще три года продовольственной зависимости от Украины. Зимой она неизбежно обострится: из-за штормов переправа начнет периодически простаивать, и альтернативы ввозу продуктов через Перекоп фактически не останется. Но даже если переправа будет работать бесперебойно, ее пропускной способности все равно не хватит, чтобы обеспечить Крым товарами первой необходимости в полном объеме.

Известно, что власти Украины считают Крым «оккупированной территорией». Граждан с российскими паспортами не пропускают через границу между Крымом и Украиной ни в одну из сторон. Аналогичная ситуация с автомобилями: пересечь границу может только машина с украинскими номерами. «Как только украинские пограничники обнаружат автомобиль с российским номером, ранее находившийся на учете в ГАИ Украины, его отправят на штрафплощадку, а водителю выпишут штраф, — пояснил «Примечаниям» управляющий партнер Адвокатской коллегии «STATUS» из Симферополя Артем Пепа. — Могут даже конфисковать авто, а на такой риск едва ли кто-то решится».

Значит, если крымских автомобилистов, не расставшихся с украинскими номерами, в срочном порядке заставят сделать это, оставшиеся бизнес-цепочки с Украиной будут разрушены. Как в этих условиях будет зимовать полуостров?

По официальной статистике доля украинской продукции на прилавках севастопольских магазинов не превышает 30%. Как заявил «Примечаниям» советник главы Республики Крым по транспорту Анатолий Цуркин, Крым полностью обеспечен российскими товарами. «Сегодня вектор логистики направлен в сторону России. Через Керченскую переправу проходит порядка 400 фур в сутки. Через границу с Украиной — 100-200 фур. При Украине поток грузовых автомобилей составлял 600-700 единиц. Можно уверенно говорить, что стратегически Крым не зависит от поставок с Украины», — сообщил нам чиновник.

Так ли это, мы решили проверить на рынках Севастополя. Конечно, это отдельный субъект федерации, но логистика поставок продуктов питания в Севастополь вряд ли так уж сильно отличается от крымской. Опрос предпринимателей и продавцов показал, что о достижении продовольственной безопасности говорить рано.

Севастопольские рынки пестрят табличками «Крым». Торговцы уверяют покупателей, что овощи и фрукты на прилавках местные — это тешит чувство патриотизма и внушает больше доверия. Но на поверку оказывается фикцией. «Написать можно все, что угодно, и я тоже пишу "Крым", — поделился с «Примечаниями» один из предпринимателей на рынке «Чайка». — Но в основном товар привозной. Причем поставок из России очень мало. По большей части везут из Херсонской области. Картошка, яблоки, груши, сливы, ягоды — почти все с Украины».

Продавцы уточняют: чаще всего сельхозпродукцию закупают на большом оптовом рынке в селе Великие Копани на Херсонщине. Особенно часто это делают те, кто живет на севере Крыма — в Джанкое, Красноперекопске, Армянске. Постоянно ездят туда и рыночные торговцы из Симферополя.

Собеседники «Примечаний опасаются, что если совсем разорвать связь с Украиной, то вести торговлю им станет очень трудно: продукты с российского материка значительно дороже украинских сами по себе, плюс наценка из-за сложной логистики. Если поставки с Украины полностью прекратятся, цены взлетят еще выше, говорят они. В особенности это касается скоропортящихся продуктов — их нельзя закупить крупной партией и распродавать в течение долгого времени.

«При Украине почти 80% продовольствия поставляли из Херсонской области, поскольку себестоимость выращивания аграрных культур в Крыму всегда была выше на 30 %. — подтвердил опасения торговцев Артем Пепа. — Если сейчас сравнить цены на промышленные и продовольственные товары на Херсонщине и в Крыму, сравнение будет далеко не в пользу Крыма. В среднем цены на эти группы товаров в Херсонской области ниже на 30-50%».

Впрочем, предприниматели уверены, что строгость российских законов удастся компенсировать необязательностью их исполнения. «Как будем ездить — не знаю. Думаю, способ оформить грузовые машины и обойти запрет мы найдем», — говорит один из продавцов.

«Примечания» не сомневаются в изобретательности бизнесменов. Можно предположить, что кто-то, например, перерегистрирует машину в Херсоне. Однако известно, что по федеральному законодательству ввезти в Россию машину с иностранными номерами без оформления визы можно только на три месяца в полугодие. То есть ввез авто на три месяца — а потом его нужно вывезти и еще как минимум три месяца ждать следующей возможности въехать. Теоретически эту преграду можно преодолеть, имея две машины, но сами понимаете, что это будет значить для мелких предпринимателей.

Крымские чиновники инициативу МВД одобряют. «А почему вы решили, что море в Керченском проливе обязательно будет штормить? — Удивилась вопросу «Примечаний» пресс-секретарь Минтранса Крыма Наталья Разинкина. — С уверенностью говорить об этом может только представитель небесной канцелярии», — считает она.

Анатолия Цуркина вообще беспокоят другие вопросы. «На сегодняшний момент 99,9% грузопотока из Украины заходит в Крым на украинских автомобилях. То есть мы предоставляем работу украинским перевозчикам, делаем бизнес для Украины», — сказал он «Примечаниям».

С номерами, по его словам, больших проблем нет: сменить их крымчане смогут и после 1 апреля 2016 года, только уже за деньги. Правда, остается еще проблема с автомобилями, взятыми ранее в лизинг у украинских банков. Для их перерегистрации нужен оригинал договора лизинга, а его владельцам давали на руки не все банки. Как решить эту проблему, в Симферополе пока не придумали.

Эксперты считают инициативу о сокращении срока перерегистрации автомобилей с украинскими номерами неоправданной по экономическим причинам. Проблемная логистика и спекуляции поставщиков уже привели к динамичному росту цен на полуострове. «Примечания» писали, что по ряду товарных позиций ценники в Краснодаре ниже, чем в Крыму. Продукты питания в Севастополе и вовсе впору сравнивать с московскими. Если крымских предпринимателей лишат возможности везти товары из Украины, цены на полуострове могут взлететь даже выше столичных, считает Артем Пепа.

Прокормить Крым зимой властям все же удастся, считает эксперт, но решение этой задачи ляжет дополнительным бременем на плечи потребителей. «А если прибавить к этому резкое удорожание доллара, которое влечет очередное повышение цен на товары и услуги, то ситуация выглядит не очень оптимистичной», — добавляет он.


Показать полную версию новости на сайте