Жизнь у нас странная: с одной стороны, куда ни плюнь, ГОСТы и САНПИНы, а с другой — повсеместный обман. В прошлый раз мы убедились, что стандартную литровую упаковку молока и 200-граммовую пачку масла в магазинах Севастополя найти трудно — за ту же цену нам обычно втюхивают 900 мл и 180 г. А на какие хитрости идут бакалейщики, чтобы подзаработать на невнимательности покупателей?
Как следовало ожидать, килограммовый пакет крупы — еще более редкий товар на полках супермаркетов, чем честно расфасованная молочка. Из девяти бакалейных брендов, обнаруженных «Примечаниями» в продуктовых сетях города, только три предлагают пакет зерновых массой 1 кг. Крупы других фирм представлены в объеме 800-900 г.
Вот, например, пшеничная крупа двух крымских производителей — «Союз» и «Артек». Размер упаковки абсолютно идентичен, но в первой ровно 1 кг, во второй — 900 г. Причем цена отличается всего на 20 копеек.
То же самое с рисом. Слева килограмм, справа — 900 г.
При этом массу продукта многие производители стараются намеренно скрыть. Например, у крымского производителя «5 баллов» она указана на обратной стороне упаковки мелким шрифтом. Чтобы это заметить, упаковку надо повертеть в руках и так и эдак.
У некоторых производителей вес продукта скрыт от глаз потребителя еще больше. Например, у украиноязычного бренда Renata с юридическим адресом в Севастополе. Он на упаковке массу продукта и вовсе не указывает — о нем сообщает лишь небольшая наклейка со штрихкодом на обратной стороне пачки.
Кстати, вес всего 850 г. А вот как этот рис выглядит рядом с килограммовым пакетом — отличить трудно.
То же самое с пшеном: на вид в обоих пакетах по килограмму, на самом деле в левом — на 100 г меньше.
Кстати, российские бакалейщики давно перешли на более мелкую тару для круп — от 400 до 900 г. Пусть в пересчете на килограмм их зерновые значительно дороже, зато о весе продукта большинство из них честно сообщают на лицевой стороне упаковки крупным шрифтом.
Да и саму упаковку с килограммовой вряд ли перепутаешь.
А вот ассортимент сахара в таре по 1 кг в севастопольских супермаркетах очень скуден. В каждом из трех посещенных нами сетевых магазинов нашлось всего по одному бренду, честно отвесившему килограмм. Вот один из таких примеров.
Остальные производители предлагают сходную на вид упаковку в 900 г и даже 850 г.
Зато рафинада у нас завались.
Он тоже, кстати, расфасован в небольшую тару, но этого производители и не скрывают, пытаясь сыграть на оптических иллюзиях.
Напомним, массовым явлением маркетинговые уловки в России стали около семи лет назад, в разгар экономического кризиса 2008 года. С тех пор с российских прилавков практически исчезли упаковки молока, масла и круп с привычными «круглыми» цифрами веса. Внешне ничего, вроде бы, не изменилось, но, чтобы получить больше прибыли, производители начали уменьшать объем продукта на 100-200 г — при той же стандартной цене.
В супермаркетах Севастополя и Крыма эти уловки тоже на каждом углу. Законодательных норм по весу упаковки нет, на это и делается расчет. Казалось бы, 100 граммов с килограмма — небольшой убыток, но вообразите на миг 10-процентную комиссию при снятии денег в банкомате. Много? А ведь это ровно то же самое. Да и 100 г сахара не такое уж малое количество: семье из трех человек этого хватит, чтобы дважды, а то и трижды попить чаю. Можно себе представить барыши фасовщиков.
Так что при любой возможности покупайте крупу и сахар на вес. Или ищите килограммовые упаковки, они еще встречаются.