Уже прошел месяц с тех пор как на границе Украины и Крыма был запущен политический проект «блокада». Напомним, что его основными организаторами и идейными вдохновителями считаются «киевские» крымские татары во главе с главой непризнанного в России меджлиса Мустафой Джемилевым, депутатом Верховной Рады Рефатом Чубаровым и бывшим крымским олигархом и медиадеятелем Лемуром Ислямовым (основной актив — крымско-татарский телеканал АТR, который, по иронии судьбы в «украинский» период доставлял немало головной боли официальному Киеву своими претензиями).
Первоначально предполагалось, что украинские патриоты совместными усилиями устроят продуктовую блокаду — то есть, попросту перекроют въезды на территорию полуострова и перестанут пускать в Крым фуры с продуктами питания. Однако, заблокировав проезд, собравшиеся очень скоро начали говорить о необходимости отказаться от поставок электроэнергии населению этой территории. Тогда на Украине эти призывы всерьез не воспринимали, полагая, что у радикалов все равно нет доступа к энергетическим мощностям.
Взрывная волнаНо энергетической блокаде было суждено начаться. 6 октября неизвестные повредили опору высоковольтной линии электропередачи «Мелитополь — Джанкой» в Херсонской области Украины. Когда местные энергетики прислали на место событий ремонтную бригаду, оказалось, что некие радикально настроенные «активисты» общим числом около сотни человек окружили место аварии. Поскольку по правилам безопасности работы проводить нельзя до тех пор, пока на объекте есть посторонние люди, ситуация застопорилась. Положение усложнялось тем, что официальные украинские чиновники, мягко говоря, не рвались устранить поломку. В частности, начальник службы линий Запорожских магистральных электрических сетей Игорь Ладный отметил, что он лично поддерживает акцию по блокаде Крыма, «но для этого надо действовать цивилизованно».
Спустя шесть дней компания «Укрэнерго» (осуществляет эксплуатацию магистральных и межгосударственных линий электропередачи, а также централизованную диспетчеризацию объединенной энергосистемы страны) проинформировала: в связи с поломкой на линии «Мелитополь — Джанкой» энергоснабжение Крыма осуществляется в объеме 650 МВт, что на 200 МВт ниже полной потребности потребления. Компания подчеркнула, что «понимает гражданскую позицию крымско-татарского народа и всех участников акции блокады Крыма». Тогда же появились первые намеки на урегулирование конкретно этой ситуации — руководство «Укрэнерго» по итогам переговоров вроде бы убедило «руководителя штаба общественной инициативы по блокаде» Крыма Ленура Ислямова в необходимости проведения ремонта поврежденной электроопоры и допуска ремонтного персонала на место событий. Опору ЛЭП отремонтировали, и конфликт вокруг энергоблокады на время был «заморожен». Но совсем ненадолго.
Вторая серияВ ночь на 20 октября неизвестные вновь взорвали две электроопоры линии «Мелитополь — Джанкой». На этот раз «активисты» действовали гораздо более брутально, чем двумя неделями ранее. По предварительной информации, взрыв осуществили с помощью минометных мин 82-го калибра, которые были привязаны к опоре, при этом две мины не сработали. Так что первыми на месте событий оказались не энергетики, а саперы, которые должны были обезвредить неразорвавшиеся снаряды.
«В настоящее время повреждены три электроопоры трех линий электропередач, идущих из материковой Украины в Крым. Это линии "Мелитополь — Джанкой", "Каховка — Островская" и "Каховка — Джанкой". Две опоры на двух ЛЭП были взорваны, а одна — спилена. Теперь все три ЛЭП обесточены», — откровенничает по этому поводу Ислямов в интервью государственному информагентству «Укринформ» (электроэнергия с Украины в Крым может поставляться четырьмя высоковольтными ЛЭП — «Мелитополь — Джанкой» [330 кВ], «Каховка — Островская» [330 кВ], «Каховка — Джанкой» [330 кВ] и «Каховка — Титан» [220 кВ]— прим. «Ленты.ру»).
А уже в эфире «5 канала», принадлежащего президенту Порошенко, Ислямов призвал украинское руководство «не шутить» с киевскими крымскими татарами и пойти на официальное перекрытие поставок электроэнергии, подчеркнув, что в октябре «Крым в любом случае будет обесточен». «Я думаю, что это сделали наши крымские татары, которые выходят из Крыма, которым надоело ждать. (...) Очень много народа к нам выходило, они недовольны, говорят: "Хватит вести политические разговоры. Вас не слышат в Киеве. Надо решать более радикальным путем. Надо делать так, чтобы опоры легли…"», — заявил Ислямов.
Вечером 20 октября в «Укрэнерго» доложили, что проблемы устранены и энергообеспечение Крыма осуществляется без ограничений, согласно согласованному графику. Несмотря на то, что ремонт прошел быстрее, чем в первый раз, действия «активистов» привели к снижению поставок электроэнергии в Крым уже на 550 МВт, и несколько часов, пока шло разбирательство, допускалось, что в ночное время возможны полные отключения полуострова.
Руководство к действиюЛюбопытна в этой связи позиция киевских властей. В МВД заявили, что физически не могут охранять все электроопоры, однако создали оперативные группы быстрого реагирования для того, чтобы можно было постоянно контролировать все три направления электропередач в сторону территории Крыма. Зато примерно в ту же пору на официальном сайте президента страны Петра Порошенко моментально, а главное — к месту появилась петиция с просьбой о прекращении подачи произведенной на Украине электроэнергии на территорию Крыма. Размещенное 8 сентября обращение набрало 25 тысяч голосов 18 октября. Согласно законодательству, теперь глава государства обязан как минимум рассмотреть эту заявку от «неравнодушных украинских граждан».
Особой пикантности ситуации придает заявление министра энергетики Владимира Демчишина. Он в аккуратных выражениях намекнул, что «видит целесообразность» в пролонгации договора с Россией о поставках электроэнергии по крайней мере на нынешний отопительный сезон (согласно условиям действующего контракта, его действие автоматически продлевается на 2016 год, если только одна из сторон не расторгнет договор).
К слову, именно высказывание Демчишина сделало логику энергетической блокады чуть более понятной. Дело в том, что чуть ранее официальный Киев фактически признал неспособность пройти осенне-зимний сезон без российского электричества — это фактически означает, что у Москвы может появиться лишний рычаг давления на украинскую власть. Естественно, в условиях резкого недобора газа и вполне реальной перспективы остаться без отопления и электричества киевский истеблишмент буквально вынужден придумывать политические ходы. И чиновников не смущает даже тот факт, что контракт на поставку электроэнергии из России включает в себя соглашение между дочерней структурой «Интер РАО» — Центром осуществления расчетов (ЦОР) и «Укринтерэнерго» о надежном и бесперебойном энергоснабжения Крыма.
До конца октября осталось меньше десяти дней — анонсированная остановка подачи электроэнергии в Крым будет осуществлена буквально до конца следующей недели. А поскольку этого шоу ждут не только патриотически настроенные граждане, но и украинская власть, крымским татарам и экстремистами из «Правого сектора» не остается ничего другого, кроме как отыграть эту партию до конца. Впрочем, они понимают это и сами. Тот же Ислямов вполне серьезно объявил, что «если Мустафа Джемилев говорит, что в октябре Крым обесточат, это значит, что в октябре его обесточат». По мнению Ислямова, слова Джемилева общественность воспринимает «как руководство к действию».