Сегодня главврач — это прежде всего менеджер

23-10-2015 14:33:12
Автор: Антон Седнин
Проблемы медицины остаются в фокусе внимания севастопольцев и «Примечаний». На этот раз о модернизации севастопольских больниц и особенностях системы ОМС мы поговорили с председателем постоянной комиссии заксобрания по социально-гуманитарным вопросам Тать

Депутат законодательного собрания считает, что сравнение медицины украинского образца с  сегодняшней неуместно по многим причинам. «В Российской федерации существует стратегия развития системы здравоохранения. Существует ли такая стратегия на Украине? Не знаю, но полагаю, что нет. Потому что все, что мы наблюдали, привело нас к развалу медицины. И сегодня система ОМС — при всех ее недостатках — это лучше для нас, чем отсутствие всякой системы, которое мы наблюдали на Украине», — говорит Татьяна Щербакова.

Если на Западе страховая медицина существует десятилетиями, то в России она еще молода. А в Севастополе мы о ней услышали только полтора года назад. Директор ТФОМС Севастополя Татьяна Гроздова в беседе с корреспондентом «Примечаний» подчеркнула: «Для гражданина включение в систему ОМС — это понятие наличия полиса. Больше ничего не изменилось в его жизни. Он просто, приходя в больницу, предъявляет свою визитную карточку, на которой находятся деньги. И деньги очень большие. И этот полис обеспечивает право на качественную, доступную и бесплатную медицинскую помощь».

Но это при идеальных условиях: когда в больницах достаточно специалистов, есть необходимое оборудование для диагностики, сделан ремонт. В Севастополе систему наложили на практически «голые» лечебные учреждения. И работа по модернизации больниц только началась.

По словам депутата Щербаковой, федеральный центр предпринял максимум усилий, чтобы поправить сложившуюся в городе катастрофическую ситуацию. В город была направлена гуманитарная помощь с медикаментами и оборудованием, приглашены опытные и грамотные руководители. «Но чтобы подключить высокотехнологичное оборудование, у нас необходимо в больницах не только выделить кабинеты, но и полностью заменить проводку, иногда в целом крыле здания. Сделать вентиляцию. А это затраты, необходимость остановки деятельности — вы же знаете, что в РФ нельзя лечить людей в ремонтируемых помещениях. Это огромный объем работ, который мы постепенно проводим».

Так, совместными усилиями властей города и главврача ГБУЗС № 5 Оксаны Мармута на детском комплексе в конце сентября был подключен аппарат МРТ. Сейчас он работает в круглосуточном режиме. В процессе подключения часть работ предприятиями города была проведена бесплатно, чтобы уменьшить стоимость монтажа. Открываются дневные стационары в больницах и поликлиниках, в главном корпусе 1-ой горбольницы планируют оборудовать сосудистый центр высокотехнологичной медицинской помощи. В городе готовится к принятию закон о лекарственном обеспечении.

Одной из причин появления большого количества жалоб Татьяна Щербакова считает сложность адаптации жителей как пациентов к правилам системы ОМС. Запись к узким специалистам, схемы выдачи льготных рецептов, направлений на стационарную помощь — все эти моменты подчиняются строгим, новым для севастопольцев правилам. «Но эти правила — не догма, они могут меняться. Но для того, чтобы изменить что-то, нужно обращаться с предложениями. Изучить нормативную базу, механизмы. И если после этого вы будете считать, что какие-то ваши права нарушены, помощь не оказана, вы можете обратиться к главврачам, в ТФОМС, в страховые организации. И те моменты, которые пока не продуманы, мы будем налаживать», — говорит Татьяна Щербакова.

Ей вторит Татьяна Гроздова: «Если у вас возникают сложности, вопросы по оказанию медицинских услуг, вы можете воспользоваться нашей горячей линией, позвонить в свою страховую организацию. Мы стараемся в кратчайшие сроки решить проблемы наших пациентов и всегда готовы к открытому общению. Телефоны вывешены в каждом лечебном учреждении и общедоступны».

И примеры обработки обращений есть. «Когда мне пожаловались на безумные очереди в поликлинике на Супруна, мы туда поехали, пронаблюдали, как стекла выдавливают. И сделали выводы. Юрий Эдуардович (Восканян, глава департамента здравоохранения — прим. авт.) поменял главврача 2-ой больницы. И сейчас, по словам избирателей, ситуация меняется. И второй наш шаг: мы запустили анкетирование, в которое до минуты фиксируется процесс записи на анализы, прием врача, обследование. И результаты мы довели до горздрава. И сейчас мониторинг постоянный, в том числе и с помощью наших анкет. У департамента есть группа волонтеров, которые постоянно ведут опрос. По результатам на местах вносят предложения», — рассказывает Татьяна Щербакова. В городе, по ее словам, вводится электронная запись к специалистам через интернет, чтобы максимально уменьшить очереди в регистратурах лечебных учреждений.

Директор ТФОМС Татьяна Гроздова еще раз подчеркнула в беседе, что полис ОМС гарантирует абсолютную бесплатность необходимой медпомощи для граждан: «Платно клиники, вошедшие в систему ОМС, могут оказывать только дополнительные сервисные услуги. Это тем, у кого есть полис. Лечение должно соответствовать критериям доступности. Например, время ожидания приема специалиста в плановом порядке — не более 10 дней, УЗИ-исследования — 10 дней. Другое дело — те, у кого нет полиса. Для них разработаны тарифы на медицинскую помощь. Действуют они и для тех, кто отказывается от бесплатной помощи». Если пациента просят оплатить обследования или анализы по направлению врача, работающего в клинике, функционирующей по ОМС, можно обратиться в страховую компанию или территориальный фонд с заявлением о возврате средств».

Татьяна Щербакова считает, что усилия власти и рядовых сотрудников здравоохранения должны быть совместными. Врачи жалуются на то, что с переходом на систему ОМС количество бумажной работы возросло в разы. А заработок, зависящий от стимулирующих выплат, падает. Стимулирующие снижают потому, что страховые компании штрафуют врачей за неправильное заполнение документации.

«Если у руководителя возникают проблемы с работой персонала, он должен приложить максимум усилий, чтобы их решить. Штрафуют страховые компании, потому что медики не знают правил заполнения документации? Что мешает главврачам, заведующим поликлиник выйти на Гроздову, выйти на страховые компании с запросом, чтобы обучили и показали? — отвечает медикам Татьяна Щербакова. — В системе подушевого финансирования, когда деньги идут за человеком, хоть в образовании, хоть в ОМС, руководитель учреждения — это прежде всего менеджер, и его задача — отладить наиболее оптимальную схему работы для своих сотрудников».


Показать полную версию новости на сайте