Севастополь в последние два года превратился по факту в полумиллионник — еще при Украине это был крупнейший по численности город Крыма, а теперь добавились переселенцы с Донбасса. Для сетевых брендов подобная населенность уже повод для открытия магазинов. Однако их городу как не хватало раньше, так и не хватает сейчас. «Примечания» убедились в этом, прогулявшись по самому большому и популярному торговому центру в городе — «Муссону».
В ТРЦ «Муссон» 150 магазинов, однако лишь 10% из них представляют сетевые бренды (Adidas, Reebok, Levis и т.п). Остальные 140, в той или иной степени действительно торгуют таким же, как на «туче», безымянным турецким и китайским ширпотребом, но с гораздо большей наценкой — аренда в крупнейшем ТЦ Севастополя недешева. Как правило, это небольшие стеклянные выгородки площадью до 30 кв. м., аляповато оформленные и плотно забитые разносортицей. При этом цены на пуховики в таких местах стартуют с 12-14 тысяч рублей — как в Adidas, а их качество и фасон вызывают сомнения.
На появление таких имен, как Zara, Bershka, H&M севастопольская молодежь уже перестала надеяться. «Где одеваюсь? В основном, когда езжу в командировки в Краснодар или Москву. Оттуда привожу по максимуму вещей, сколько могу с собой увезти. В Севастополе могу купить кроссовки иногда и какие-то обычные маечки, хотя даже на материке они стоят куда дешевле», — рассказывает одна из посетительниц «Муссона». — Сегодня я здесь, чтобы найти подарок подруге. Что именно — понятия не имею».
Дозвониться до администрации ТЦ «Муссон» — целый квест. Номера нет в сети, а работники магазинов, кинотеатра или катка говорят, что его не знают. Но нам все-таки удалось связаться с Николаем Федосеевичем — главным администратором в отделе аренды.
«Почему нет сетевых брендов? Потому что площади свободной у нас нет, да и размеры самого торгового центра маленькие, — пояснил он. — Взять тот же «Меганом» в Симферополе. Он и новее, и помещения свободные были, поэтому к ним лейблы и пытались зайти еще при Украине. У нас же места нет. А Zara у нас была раньше, потом закрыли. (прим. редакции — это был не бутик «Zara», а стоковый магазин)».
Чтобы понять, как обстоят дела в центре Севастополя, мы отправились в ГУМ — крохотный по нынешним меркам «сталинский» торговый центр прямо в Артбухте. Когда-то это был самый большой и лучший магазин города. Но в отличие от старых магазинов Москвы, после ремонта он внутри не осовременился: вместо сияющих открытых пространств — все те же мелко покрошенные на рыночные ларьки коридоры. Внутри видны базарного вида пальто, фиолетовые пуховики, леггинсы цвета «вырви глаз» — такова начинка севастопольского ГУМа.
Единственный примечательный магазин — «NonameShop», где собрано примерно по пять вещей разных лейблов: American Apparel, Levis, H&M. При этом каждая вещь стоит как в настоящем бутике Chanel. На полке — однотонный джемпер American Apparel со срезанной биркой. Продает вещи сама хозяйка магазина. По ее словам, бирка срезана при провозе через границу («вы же знаете, сейчас проблемы с этим»). Но здешним покупателям до таких мелочей, по ее словам, дела нет.
Представители сетевых лейблов, с которыми пообщался корреспондент «Примечаний», объясняют свое отсутствие в Севастополе не столько санкциями (магазинам Reebok и Adidas это не мешает, да и хороших российских лейблов в последние годы появилось достаточно), сколько отсутствием подходящих площадок. Например, франшиза H&M стоит от 200 тысяч долларов. Помимо этого, магазины должны находиться только в крупных торговых центрах или центральных районах города.
А в центре и с площадками сложно, и ставки завышенные. По словам администратора симферопольского бутика российского лейбла «Mohito», открываться в Севастополе слишком дорого, поэтому выбор был сделан в пользу Симферополя: «Это все же центр Крыма».