ГУПы давно признаны по всей России неэффективной формой собственности, от них стараются избавляться. Однако в Крыму и в Севастополе ситуация противоположная: у нас чиновники стаскивают в ГУПы любые привлекательные активы. При этом, что творится в ГУПах, никто толком не знает: общественного контроля и аудита их деятельности нет. Зато есть подозрения, что ГУПы являются инструментом рейдерского захвата.
Теперь, говорят в правительстве Севастополя, ГУПы возьмут под контроль. По словам помощника губернатора Александра Свечникова, ГУПы обязаны были отчитываться и раньше, но происходило это бесконтрольно и хаотично, потому что четкой и понятной формы отчетности не было, и проконтролировать их эффективность было трудно.
Только вот разрабатывать новые критерии и контролировать ГУПы почему-то будут сами чиновники правительства. А именно — профильные департаменты, в ведомстве которых эти ГУПы находятся, и непосредственно департамент по имущественным и земельным отношениям. То есть те же, кто их и создал.
Юрист Александр Талипов расценивает само решение взять ГУПы под более жесткий контроль в целом позитивно, но отмечает непрозрачность принятия решений в правительстве и закрытость информации о работе ГУПов от общественности.
«ГУПы закрыты даже от крупных организаций вроде ОНФ, — говорит он. — Мы не раз направляли запросы, чтобы получить информацию о госзакупках, расходовании бюджетных средств, размере штата и зарплате сотрудников, но ни разу ее не получили. Штат, к примеру, может быть раздут, но мы об этом не знаем. Поэтому прогнозировать эффект от этого постановления трудно».
О том, что работают эти предприятия непрозрачно и контролируют их руководителей очень условно, известно давно. Ряд руководителей севастопольских ГУПов и МУПов, например, совмещают госслужбу и бизнес, хотя федеральное законодательство им это запрещает, что даже подтвердила городская прокуратура. Но чиновники продолжают настаивать на том, что ГУПы необходимы и полезны городу. Видимо, потому, что это выгодно им самим.
Так считает и общественник Владимир Гарначук. «Да, ГУПы должны отчитываться перед исполнительной властью, но ситуация здесь двоякая, — говорит он. — Поскольку поручителем является городское правительство, оно и должно запрашивать отчетность и проводить аудит. Но чтобы понять, как этот аудит проводится и что вообще происходит в ГУПах, обязателен элемент общественного контроля».
По его мнению, ГУПы в Крыму вообще играют роль эдаких «носилок» для собственности и являются элементом ее захвата.
«Ряд активов у нас был переведен из частной собственности в государственную путем национализации, после чего создавался ГУП, который в последствии можно признать неэффективным, снова приватизировать и передать "нужным" людям, — объясняет Гарначук. — Поэтому общественный контроль тут просто необходим. Он позволяет создать систему независимого мониторинга, контроль над принятием решений и кадровыми вопросами — например, об увольнении тех руководителей, которые со своими обязанностями не справляются».
Очевидно, что постановление правительства никак не способствует общественному контролю над ГУПами. Кстати, и чиновники начнут их контролировать только с 1 апреля 2016 года.