«Эта история началась пару недель назад в Коктебеле на даче у моих приятелей, когда мы обсуждали ситуацию в Крыму и что мешает сделать из Крыма остров счастья», — пишет в преамбуле к интервью Александр Горный, известный крымчанам своими статьями о Новороссии.
«Эти беседы у нас традиционны, — пишет блогер в преамбуле. — Интересны были мои собеседники. Они практически все жители Москвы, известные люди, которые по тем или иным причинам перебрались в Коктебель, проводя здесь большую часть своего времени. Им не безразлично, как и чем живет Крым, они много делают для развития того места, где сейчас живут. В большинстве своем это творческие люди — художники, режиссеры, писатели и просто очень яркие и необычные люди, которые любят Крым.
Всех волнует ситуация с развитием Крыма. Куда идем? После Украины, России досталось огромное количество проблем, которые плотно сплелись в клубок, который практически невозможно распутать. Его нужно рубить. Более того, начался глобальный передел, который проходит очень жестко, как среди бывших, так и среди нынешних элит и тех, кто рванул в надежде погретья. Все стремятся отщипнуть свой кусок, что в принципе понятно, но забывают про рамки разумного.
В этой недавней беседе всплыло имя нашего земляка Олега Николаева из Севастополя, с которым мне настоятельно рекомендовали познакомиться и побывать на его «Острове». Сказали, что мы с ним занимаемся практически одним и тем же, только он в Севастополе.
Севастополь и Крым — это два близких субъекта, но довольно разные ментально и с очень схожими проблемами. Как борются там? Вот в чем был для меня основной вопрос и интерес.
В Севастополе Олега Николаева «контрапупят» местные власти и мне стало интересно за что, так как и мне приходится сталкиваться с упертостью и изворотливостью крымских чиновников. Как считает Олег Николаев Севастополь можно и нужно менять. Более того, Олег Николаев оказался крайне необычной и интересной фигурой, которая активно влияет на общественную жизнь Севастополя, став организатором различных социальных проектов и движений, которые активно поддерживают рядовые севастопольцы. Между ним и нынешним губернатором Меняйло, как я понимаю, пробежала черная кошка. Идет противостояние.
Мне стало интересно понять в чем мотивация тех, кто пытается изменить мир вокруг себя. После нашей первой беседы с Олегом Николаевым, которая состоялась неделю назад, я задал ему вопросы, которые помогут понять, что происходит в Севастополе».
- Что заставило успешного москвича бросить насиженное место и уехать не на Лазурный берег, а в Крым и в частности в Севастополь? - У меня жена родом из Севастополя. Каждый севастополец влюблен в свой город беззаветно. Вот и я влюбился вместе с женой. Свадьбу мы праздновали в Батилимане на пляже. Наши многочисленные друзья, среди которых иностранцы, остались в восторге от Крыма и до сих пор вспоминают это событие.
Мне еще до Москвы, куда я вначале 2000-х приехал, запомнилось одно письмо, написанное русской аристократкой, вынужденной бежать из России во время революции. Она просила совета у друзей, куда лучше иммигрировать. Ей посоветовали отправиться как раз на лазурный берег: «Там, конечно, не Крым, но очень похоже».
- Много ли в Севастополе представителей материковой России, кто решил связать свою жизнь с Крымом?
- Есть те, кто родился в Севастополе, уехал отсюда на материк, а теперь возвращаются. И таких много. Достаточно других примеров — люди из Сибири, дальнего востока, питерцы…
- Зачем едут? Надолго?
- Едут работать, кто-то присматривается, кто-то на всю жизнь. Те, кто на разведку, посмотрели на ситуацию с моим рестораном, задумались, ждут развязки — как со мной поступит местная власть. Сейчас материковыми инвесторами очень востребованы виноградники. Но опять же правительство города пока противится авторскому виноделию. Пытаемся убеждать, но пока безуспешно.
А люди хотят жить на земле, возделывать ее, производить качественный продукт. Также очень многие приезжают просто на выходные и отпуск, постепенно проникаются духом Севастополя.
- Есть ли у вас разочарование от того, что перебрались сюда?
- Нет, здесь мой дом и моя семья. Дело, которое люблю. Остальные трудности считаю временными. Главное, что здесь теперь Россия.
- Я всегда считал Севастополь самым русским городом. Так ли это на ваш взгляд?
- Конечно, даже по статистике национальностей в городе. Наверно, самый русский город и в России. То, как здесь сохранялся русский мир в годы украинизации, яркий тому пример. Люди защитили свою историю, сохранили славу своих предков. Они встали как один весной прошлого года и пришли домой.
Фото: Юрий Югансон
- Вы занимаетесь общественной и политической деятельностью в Севастополе. Что вы хотите доказать?
- Считаю, что мы сами в состоянии менять среду вокруг. Хочу доказать — в Севастополе возможно создать один из лучших городов не только России, но и мира. Хочу, чтобы французы и итальянцы восхищались сохраненным архитектурным наследием Севастополя, а сингапурцы его чистотой и порядком.
- Какими достижениями за последнее время вы гордитесь, что конкретно вы лично смогли сделать?
- На мой взгляд, у меня получилось создать движение по борьбе со свалками. Мы провели уже 37 субботников, на которые приходят простые люди. Они идут искренне для того, чтобы навести порядок в своем доме (городе). Приходит очень много людей, было — нам не хватило перчаток и мешков, больше 350 человек пришло. Особенно радуют дети, которых становится все больше на наших субботниках, они ведь наше будущее. Думаю что после таких уборок они станут по-другому относится к своему городу.
Профинансировал энциклопедию достопримечательностей России «Смотри Родину» (Smorodina.ru). По-моему получился весьма приличный сайт. Его наполняют сами жители России, у любого человека есть возможность рассказать о своей малой родине и любых своих приключениях на страницах Смородины. Думаю, со временем это будет наиболее полная энциклопедия о достопримечательностях и путешествиях по России.
Поддерживаю добровольную народную дружину «Рубеж» — абсолютно уникальных людей, которые в свое свободное время помогают полиции и патрулируют Севастополь. Они — настоящие патриоты города, помогали городу во время событий севастопольской весны. Всегда были в нужном месте, в нужное время. Такие санитары без страха и упрека. Количество патрульных растет с каждым месяцем.
Ресторан «Остров» тоже получился. Мы с женой дали возможность нашим гостям попробовать на вкус местные продукты. В этом нам помогли севастопольские и крымские фермеры и виноделы.
- Проект «Остров» — это не только ресторан, как я понимаю, это штаб для тех, кто разделяет ваши взгляды. В чем именно они заключаются? Какова ваша цель?
- Прежде всего, ресторан, конечно, ведь не все люди интересуются политикой. Хотя во многом, наверное, так получилось. Сюда действительно приходят единомышленники. Главное, чтобы их становилось больше. Не важно — общественники это, журналисты, ученые, чиновники или депутаты. Важно, чтобы здесь они чувствовали себя комфортно и созидали в неформальной обстановке: придумывали новые идеи, как сделать город лучше. И как создать севастопольский продукт, интересный не только в России, но и за рубежом. Вот такая у меня мечта.
- Много ли у вас сторонников и кто они?
- Очень много. Даже те, кто сейчас держится в стороне, все равно разделяют мою точку зрения. Просто они пока не могут определиться между будущим города и своим душевным спокойствием.
- Как вы оцениваете роль Путина в современной истории России? Это такой общий вопрос, но я слышал, что, борясь с местной системой власти, вы являетесь сторонником нашего президента? Где разрыв?
- Я убежден, что в России не было ни одного президента, представляющего интересы государства, пока не появился Путин. Можно по-разному оценивать эффективность каждой его реформы, но то, что Путин остановил развал России — факт. Человек, который решился на такой шаг, как присоединение Крыма, несомненно имеет сердце. Я верю Путину.
Но уповать на одного человека в России неправильно. Как и местным высокопоставленным чиновникам примерять доверие россиян к Путину на себя. Нужно уметь самим добиваться цели. Хотя, многие высокие чиновники ждут реакции с более высоких этажей власти. Поэтому мы и приняли решение все-таки обратиться напрямую к президенту. Помогли севастопольцам собрать 22 500 подписей и отправить письмо в Кремль.
- Что сейчас на ваш взгляд происходит в Севастополе и за что на вас начались гонения?
- Ситуация в Севастополе напоминает борьбу двух эпох. С одной стороны сторонники феодального уклада жизни, лучше всего характеризует этот уклад поговорка — «я — начальник, ты – дурак, ты – начальник, я — дурак». Всех, кто чем-то недоволен, в стойло или уничтожить, чтобы другим неповадно было. С другой стороны сторонники инновационного и современного подхода. Город комфортный для жизни с профицитным бюджетом, который позволит развиваться, а не стагнировать. Куда стремятся приехать лучшие люди страны. Власть под общественным контролем. Центр патриотического туризма, а не только курорт с летними апартаментами. Вот как если бы встретились неандерталец с современным человеком: смогли бы они договориться?
Я бы не стал сгущать краски по гонениям. Была попытка уничтожения моего дела, которая пока ни к чему не привела. Я жив и здоров, ресторан работает, все на месте. Правда, иск о сносе здания правительство Севастополя подало. Посмотрим.
- Возможен компромисс для достижения ваших целей с местными властями?
- Мы долго и честно пытались найти компромисс. Но, к сожалению, происходит так, как в случае с игрой в покер, где за карточным столом присутствует шулер. На публику декларируется одно, а в реальности происходит другое. Бесконечное вранье и подмена понятий.
Вот, например, с программой развития Севастополя, которая была написана группой АСРС под руководством А. М. Чалого при помощи АСИ и по поручению Путина. Программа была одобрена Президентом России, помощником президента Белоусовым. Эта программа стала основой предвыборной программы партии «Единая Россия» в Севастополе. Под нее сначала избралась команда Чалого — 22 депутата заксобрания — большинство севастопольцев поддержало Алексея Михайловича и доверило ему будущее заксобрание. Потом под этой программой клятвенно подписался Сергей Меняйло, выступая как кандидат в губернаторы перед депутатами. В итоге исполнительная власть забыла о концепции развития на следующий день после избрания губернатора. В просторечье это называется — «кидалово».
Так происходит постоянно. Город варварски застраивают, уничтожают на глазах, а власти говорят все в порядке. Каждая контейнерная площадка превращена в свалку, а власти говорят, что все хорошо. Дороги не ремонтируются, федеральные деньги разворовываются. Народу доказывают, вот, мол, на эти миллионы мы столько дел уголовных возбудили. Только ямы и ныне там. Тех, кто на это указывает, называют пятой колонной и агентами госдепа. Мы сторонники диалога, к сожалению, пока наблюдаем монолог.
- Представим, что ваш «Остров» закрыли, что делать будете?
- Я думаю, что не закроют.
- А как живет бизнес в Севастополе?
- В условиях, когда ты боишься что у тебя могут все отнять, потому что по каким-то причинам не «договорился» или просто не нравишься, или слишком нравится твой бизнес — как будешь себя чувствовать? Кое-кто уезжает, бояться развиваться, страхуются. К сожалению, крупный бизнес не зашел пока, видимо, из-за санкций. Хотя, закон о СЭЗ, на мой взгляд, приняли отличный.
- Год назад в Севастополе снесли 16-этажку. Возможно, это было и правильно, но не показуха ли это была, почему после этого мы не видим системной работы по освобождению Севастополя от незаконных строений? В Крыму это серьезная проблема.
- 16-этажка — это был такой памятник украинской коррупции. В наглую, вопреки общественному возмущению, рядом с памятником Солдату и матросу без разрешений построили этот «овощной магазин» (был оформлен как реконструкция магазина). Снос этого безобразия, по-моему, единственное достижение Меняйло на посту губернатора. Правда, кривовато снесли, но все же снесли. А потом пошло все вразнос. Стали «договариваться». Уже зимой посадили первого решалу за взятку в 50 000$ на разрешение о строительстве. Как говорили при Украине, у них на глазах бумажки стодолларовые, вот они и не видят. К сожалению, ничего не поменялось с тех времен. Хотя надежда была, особенно после сноса.
- Начался ли новый передел земли?
- Передел идет очень активно. Узакониваются старые решения украинского горсовета и выделяются новые участки. Большой скандал был, когда мы обнаружили, что губернатор тайно подписал несколько инвестконтрактов без конкурса на выделение земли под строительство жилья непонятным компаниям. В последнее время ускоренными темпами начали выделять землю «своим» компаниям. В приоритете компании, принадлежащие бывшему министру обороны Украины Павлу Лебедеву.
- Я очень люблю Севастополь, когда хожу по улицам города, то все вроде чисто, аккуратно, город сильно отличается от других крымских городов. Может, здесь не все так плохо, может, это битва интересов?
- Город у нас, и правда, прекрасный. Пока не успели весь изуродовать. Что касается чистоты, к сожалению, это не так. На нашем сайте sevsvalki.net под 1000 свалок зарегистрировано. Город попросту утопает в мусоре. Правда, для тех, кто приезжает в Севастополь и несколько часов и гуляет по Графской пристани, это не заметно.
- Какая самая большая угроза на ваш взгляд для Севастополя, да и для Крыма в целом?
- Страх и безразличие.
- Может, нужно взять и поменять всех чиновников?
- Это утопия. Всех невозможно поменять. Просто необходимо создать условия и правила, при которых от чиновников мало что будет зависеть. Невозможно управлять большими системами в ручном режиме. Все по классике. Определяешь стратегические цели, планируешь тактику, прописываешь правила и неукоснительно их соблюдаешь.
- Нужны ли перевыборы депутатов в Крыму в следующем году? Может, сейчас у нас есть шанс избавиться от прошлого, которое с возвращением Крыма в Россию прицепилось как балласт?
- Про Крым сказать не могу. В севастопольском заксобрании всего два депутата из старого украинского горсовета, и оба, по-моему, в ЛДПР. В прошлом году законодательную власть обновили на 90%. В Крыму знаю, что не получилось.
- Вы богатый человек? У вас есть самолеты, спорткары, яхты, виллы?
- Мне хватает денег для моих потребностей. Самолетов нет, яхт и спорткаров тоже. Есть сертификат яхтенного шкипера, мы любим с друзьями путешествовать на парусных яхтах, мне интересно самому управлять лодкой.
- Чем занимались на материке?
- Производство. Дистрибуция. Интернет проекты.
- Ваши удачные и неудачные проекты.
- Все на мой взгляд удачные.
- Вы крымский или московский романтик?
- Я — севастополец.
- Каким вы видите Крым через 5 лет? Через 10?
- Регион с профицитным бюджетом. Прозрачной системой власти под общественным контролем. Инновационным центром России. Одним из культурных центров России. Свободным от коррупции и произвола.
- Какие вы ставите перед собой и своими сторонниками задачи на ближайший год?
- В ближайший год постараемся остановить разграбление Севастополя.
От редакции «Примечаний»:В комментариях на «Эхе» этот материал вызвал, в общем, предсказуемую реакцию. Либеральные комментаторы, задающие тон на форуме сайта, назвали интервью «соответствующим невысоким требованиям нынешнего путинского агитпропа», не преминули съязвить по поводу «проклятых банедеровцев, привозивших мусор с Карпат и делавших свалки в городе русских моряков».
Тем не менее всякий, кто не понаслышке знает о происходящем в Севастополе, может подтвердить, что активность неравнодушных жителей города стала приносить плоды. К мониторингу незаконных свалок подключилась прокуратура, правительство было вынуждено признать незаконность застройки урочища Ласпи компаниями бывшего министра обороны Украины Павла Лебедева.
Конечно, это лишь первые шаги на пути к обновлению города, но есть надежда, что процесс продолжится, и его облик изменится к лучшему.