На чем россияне не хотят экономить в кризис

17-11-2015 15:40:01
Автор:
Падение реальных доходов граждан сильно ударило по розничной торговле, которая сократилась за год почти на 10%. На фоне общего спада остается лишь несколько групп товаров, на которых россияне почти не экономят: небольшое сокращение ждет рынок косметики, а

Оборот розничной торговли в России упал за три квартала в сопоставимых ценах на 9,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И этот спад, похоже, усиливается. В сентябре 2015 года розничная торговля снизилась уже на 10,4% по сравнению с прошлогодним показателем. Подобного спада розницы в истории России не было. Даже в самые тяжелые годы кризиса 90-х розничная торговля сокращалась не более чем на 5,8% — такой спад был зафиксирован после дефолта и девальвации 1998 года.

При общем стремлении граждан к экономии лидером по доле расходов населения остаются продовольственные товары: основные траты населения приходятся на продукты питания. При этом резко падают продажи товаров длительного пользования. Так, в сентябре по сравнению с августом упали продажи всей бытовой техники — от компьютеров до стиральных машин, холодильников и телевизоров. Спад продаж по этим позициям за месяц превысил 10%. Также почти на 10% сократились за месяц продажи обуви и верхней одежды.

Ускоряется спад и на авторынке. За 10 месяцев 2015 года продажи легковых автомобилей снизились на 33,6%, а за октябрь — на 38,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. По мнению аналитиков из Ассоциации европейского бизнеса, спад продолжится по крайней мере до конца 2015 года.

Опыт 2014-го и 2015 годов показывает, что временное оживление спроса возможно в РФ только на волне валютной паники и ожидания очередной девальвации рубля.

Тренд на сокращение расходов сказывается и на российском рынке косметики и парфюмерии. По итогам года специалисты Magram Market Research прогнозируют спад в продажах среднего и premium ценового сегмента — к концу года на 14% и 8%, соответственно. При этом в нижнем ценовом сегменте ожидается рост на 2,8%. Также устойчивый рост — более 3% — демонстрировал сегмент лечебной косметики.

Это говорит о том, что женщины, несмотря на падение уровня доходов, вряд ли откажутся от косметики и парфюмерии. Правда, возможен переход к более экономному использованию косметики и выбор более экономичных марок, считает управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин.

Почти не страдают от кризиса и фармацевтические компании — как производители, так и розница. «В 2015 году рынок медицинских изделий, судя по всему, ожидает оживление, — указывает представитель Magram Market Research Борис Хорев. – Мы наблюдаем сокращение импорта таких вспомогательных принадлежностей, как вата (с 39 до 30%), катетеры (с 96 до 35%), хирургические инструменты и гипс (с 38 до 30%)».

По данным Росстата, прирост сбыта лекарств по стране составил в сентябре к августу 9,3%. В целом же продажи всех медицинских, ортопедических и фармацевтических товаров выросли на 3,8%. Таким темпам роста продаж может позавидовать сегодня буквально вся торговля и вся сфера услуг.

Впрочем, и тут есть некоторые признаки стремления граждан к экономии. Согласно октябрьскому прогнозу IPT Group «Фармацевтический рынок России 2015», объем продаж лекарств в 2015 году в денежном выражении увеличится на 7,9% и составит около 1,2 млрд руб. (в 2014 году рост составил 10,1%). В натуральном выражении фармрынок несколько сократится – в пределах 4,3%, что сопоставимо с показателем 2013 года (3,7%). Сокращение потребления дорогих импортных препаратов сопровождается ростом производства дженериков и выходом на рынок дешевых российских препаратов. Схожие данные приводит и DSM Group. После уверенного роста аптечных продаж в начале октября объем рынка лекарств в рублях к 12 ноября сократился на 1,8% и составил 15,1 млрд руб. Однако 6 ноября DSM Group фиксировал рост продаж в аптечной рознице – на 3,2%, или 15,4 млрд руб.

Из продовольственных товаров самый высокий рост, по данным Росстата, показала продажа мяса и мясной продукции. В июне 2015 года оборот составил более 439 млн руб., при почти двукратном — до 224 млн руб.  — падении оборота в марте. Показатели «мясной» розницы в июне даже превысили докризисные значения июня 2012 и 2013 годов — около 339 и 368 млн руб., соответственно. Как пояснил Сергей Рак, основная причина подъема — положительная роль импортозамещения. Кроме того, в последние месяцы начались массированные поставки свинины из Южной Америки. Это позволило не только увеличить объемы производства мясной продукции, но и снизить отпускные цены, говорят эксперты.


Показать полную версию новости на сайте