Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование Института социального анализа и прогнозирования, нынешняя доля среднего класса (20%) является максимальной, поскольку сама структура российской экономики остается архаичной. А поскольку такие отрасли, как финансовый и банковский секторы, страхование, ипотечное кредитование, находятся в зоне высокого экономического риска, уже по итогам 2015 года этот показатель может снизиться до 15%. Авторы исследования считают, что препятствием к увеличению среднего класса стали как недостаточное увеличение доходов населения, так и неизменность социально-профессионального статуса граждан. Расширение доступа к высшему образованию последних лет, по мнению исследователей, оказалось недостаточно существенным — оно коснулось только молодых и относительно немногочисленных когорт населения. Создатели работы дают и свое определение среднего класса. Речь, по их мнению, идет об уровне материальных активов (доход не ниже средней заработной платы по региону, наличие сбережений, достаточных для приобретения автомобиля), наборе социально-профессиональных признаков (высшее образование, принадлежность к группе специалистов или предпринимателей) и субъективных самоощущениях человека (достаточно высокая оценка положения в плане благосостояния, власти и уважения).
Снижение покупательной способности населения вынудило некоторых ретейлеров вопреки традиции начать распродажи до Нового года — только так можно убедить людей покупать подарки. Как сообщают «Ведомости», владельцы сетей опасаются, что люди решат обойтись без подарков, ограничившись покупкой еды. По расчетам Deloitte, новогодний бюджет среднего россиянина в этом году составляет около 15,5 тыс. руб. Авторы исследования считают, что граждане на треть сократят траты на развлечения, половину от этой суммы потратят на подарки, а остальное — на еду и напитки.