В понедельник в ходе совещания на площадке «Общество и власть» севастопольского штаба ОНФ участники обсудили тему взаимодействия севастопольской власти и масс-медиа. По словам активиста ОНФ, главного редактора портала ForPost Екатерины Бубновой, самой открытой для журналистов сегодня можно назвать судебную власть. «Почти всегда можно попасть на заседание, вести фото- и видео-съемку, аудиозапись, быстро удовлетворяются информационные запросы. Нас ни разу не попросили «сверху» визирования материалов», — рассказала спикер. На втором месте по открытости — заксобрание, считает докладчик. «Рассылка регулярна, простой порядок попадания в здание, — говорит Бубнова. — Если надо взять комментарий или интервью, пресс-служба все оперативно организовывает, даже если издание не имеет свидетельства о регистрации, или журналисты являются внештатниками». Аутсайдером спикер назвала исполнительную власть. «Понятно, что сменилось три состава правительства, что они живут в перманентном стрессе в связи с кадровыми ротациями и административным хаосом. Но это не повод избегать конструктивных отношений со СМИ», — говорит Екатерина Бубнова. «В 2014 году во время всем известных событий у нас были довольно открытые отношения с правительством, — напомнила Бубнова. — Потом отношения СМИ и правительства резко изменились, власть стала закрываться». Сегодня, по словам активиста ОНФ, между чиновниками и журналистами выстроена целая система стен. «Первая — это пресс-служба. Вместо того, чтоб помочь быстро получить информацию, они делают все возможное, чтобы чиновник никогда не пообщался с журналистом», — перечисляет редактор ForPost. Вторая стена — на любую просьбу журналистов вынуждают писать официальные запросы. «По закону у чиновников есть 30 дней, в отдельных случаях семь дней на ответ, — говорит Бубнова. — Все, кто знаком с журналистикой, понимают, что иногда счет идет на минуты. Мы отдаем отчет в том, что иногда необходимо время подготовить ответ. Но все-таки просьба: найдите возможность давать быстрые комментарии (1-2 предложения по существу), в том числе — в телефонном режиме». «Многие журналисты города признают, что самое сложное — это взаимодействие с департаментом здравоохранения, — отметила докладчик. — Причем это общая тенденция по России: доходит до прямого запрета общаться с прессой вплоть до рекомендации вызывать полицию, если в здание поликлиники приходит человек с телекамерой. Они отвечают журналистам, хоть и медленно. Но как только касаемся проблемных тем — включается режим официального запроса».
Крайне малодоступно для СМИ и Управление земельных и имущественных отношений. «До Свечникова (директор Департамента по имущественным и земельным отношениям. — Ред. ) дозвониться невозможно, информацию не дают, — говорит Екатерина Бубнова. — Как только речь заходит о тендерах и закупках, о трате бюджетных средств, все сразу мрачнеют и закрываются. А на запросы мы получаем по большей части отписки».
По словам докладчика, всеми этими отписками в правительство занимается управление внутренней политики, без согласования с которым чиновники с журналистами вообще отказываются общаться. А некоторые не общаются принципиально. «Борис Колесников, секретарь севастопольского отделения "Единой России2, даже не хочет принимать официальные запросы, не отвечает на них. Хотелось бы напомнить, что такие люди должны отвечать на запросы по закону», — резюмировала Екатерина Бубнова.
Еще одним барьером между чиновниками и журналистами Бубнова назвала неясные правила аккредитации в правительстве. «Нам не дают даже четкого расписания брифингов и пресс-конференций, — отмечает спикер. — Особенно с участием губернатора, который в какой-то момент вообще прекратил давать брифинги для журналистов в Севастополе. Вместо этого он едет давать их в Москву. Просьба — предоставлять повестку дня».
Главред ForPost предложила заксобранию и правительству организовать единый пресс-центр. В правительстве есть маленький зал, куда набиваются чиновники, журналистам там почти нет места, и они стоят под стеночкой, заметила докладчик.
«Еще одна просьба к властям и ведомствам — если вы делаете рассылку с фото, видео-, аудиозаписью, пишите, пожалуйста, кто спикер, подписывайте фото, — говорит Бубнова. — Из аудиозаписей это не понятно. Присылайте, пожалуйста, материалы в хорошем качестве».
Присутствовавший на собрании замдиректора департамента внутренней политики Владимир Тюнин пообещал, что доведет до сведения руководства департамента все вышеизложенное.