Зависимость, к сожалению, неизлечима. Надо всю жизнь бороться с собой

17-12-2015 17:53:41
Автор: Татьяна Никитина
Чтобы убрать токсические последствия долгого употребления наркотиков, нужен месяц. Чтобы переломить ход мыслей, поменять образ жизни и привычки, нужны долгие годы.

Новостройка на улице Комбрига Потапова. Лестница, ведущая в полуподвальное помещение. Новенькая дверь, а за ней просторный, гулкий с казенным воздухом коридор. Я переступаю порог Севастопольского центра реабилитации наркоманов «Возрождение жизни». Мне неловко и немного страшно. Я пытаюсь понять: возможно ли вообще отвернуться от наркотиков в сторону нормальной жизни?

Меня встречает создатель центра Владимир. И подставка для обуви у порога. Здесь несколько пар, но в глаза бросаются маленькие детские ботиночки. А из глубины помещений раздается детский смех.

Здесь живут семьями?

«Я не думал о том, чтобы люди здесь жили семьями, — говорит Владимир. — Просто мы пока только набираем тех, с кем будем работать. И у нас живет женщина с ребенком. Она поддерживает своего мужа». 

В небольшой комнате нас ждет помощница Владимира — психолог Полина. Она улыбчиво здоровается со мной и начинает рассказывать о программе Центра и о работе с зависимыми. Мне же интересно, кто эти люди и что заставило их в наше безразличное время открыть Центр реабилитации наркоманов? Ведь бизнесом это мероприятие не назовешь: увы, у семей зависимых зачастую вовсе нет денег. Скорее, как выразилась Полина, это развитый социальный инстинкт и стремление помочь.

Полина говорит о своей работе как о предназначении. Раньше она и не задумывалась о проблемах наркоманов. Относилась к ним, в лучшем случае, как к биологическому мусору. Юрист по первому образованию, она долго работала в прокуратуре. Как у многих девушек, у Полины были вопросы к себе и своей жизни. И она увлеклась психологией, а потом почувствовала, что эта область зовет ее.

Позже, в процессе работы психологом, Полина познакомилась с группой анонимных алкоголиков, где с удивлением узнала, что после многих лет употребления психотропных веществ, люди находят  друг в друге опору и выздоравливают. Они ведут трезвый образ жизни, создают семьи и рожают детей, развивают бизнес. «Среди условно "независимых" я мало встречала настолько духовно развитых людей: честных, ответственных, открытых, непредвзятых», — делится своими переживаниями Полина. Общаясь с этими людьми, она поняла, что как психолог тоже могла бы помочь.

У Владимира с наркотиками связана личная история. Он мог бы забыть прошлый опыт и жить спокойной жизнью, но считает, что его место здесь, в реабилитационном центре. Мужчина занимался программой «Возрождение жизни» в Одессе в течение нескольких лет. После перебрался в Севастополь и решил открыть свой центр. Нашел помещение, пригласил специалистов.

Сначала это была просто «ночлежка» для социально неблагополучных людей. Широкий сердцем, Владимир стремился помочь всем обездоленным. Но вскоре понял, что, к примеру, бездомные скептически относятся к прослушиванию лекций о вреде алкоголя и наркотиков. Им попросту это неинтересно.

«Помогая всем, не помогаешь никому», — сделал вывод Владимир и решил вернуться к тому, чему посвятил значительный период своей жизни — к реабилитации наркоманов и алкоголиков. Появилась идея создания центра для многопрофильной работы. В «Возрождении жизни» зависимым теперь оказывают медикаментозную (по договору с клиникой), психологическую, социальную помощь. От трезвой жизни человека отделяет один звонок. Главное — захотеть лечиться.

Чаще всего в центр обращаются не сами наркоманы, а их близкие. Зависимые звонят редко, а разговоры бывают короткими: человек пытается выяснить, как его будут лечить, какие бытовые условия ждут в центре, какую религию ему понадобится исповедовать, если он соберется лечиться. Но решаются на этот ответственный шаг после очередного «звоночка»: когда появляются неразрешимые проблемы со здоровьем, распадаются семьи, случаются потери.

Реабилитация в «Возрождении жизни» построена на основе 12-шаговой программы. Не религиозного, но духовного пути. Это и лечение, и образование. «У людей зависимых, — говорит Полина, — часто нет элементарных знаний о своем теле. О его анатомии и физиологии. Все только на импульсах, на эмоциях. Они ничего не знают о воздействии наркотиков на организм. А мы им объясняем и таким образом «ломаем кайф». Многие признаются, что после реабилитации употреблять уже неинтересно, потому что приходит осознанность и понимание, к чему это все ведет».

Зависимые приходят в центр на полгода. Жизнь здесь закрытая, подчиненная четким правилам. Распорядок дня, лекции, работа в группе и с индивидуальным психотерапевтом. Есть и «трудовая повинность»: необходимо налаживать быт, убирать свою комнату и места общего пользования, приводить в порядок свой внешний вид. «Всему этому людей приходится учить заново», — объясняет Полина.

Родственников — так называемых созависимых — специалисты центра тоже привлекают к активной работе. Ведь условия для употребления химических веществ создаются в ближайшем окружении, в семье. «Попробовать наркотики может каждый, — говорит Полина. — Это дело случая. Люди часто пробуют с друзьями детства. И не только в молодости, есть те, кто начинает в 30 лет. Сначала хотят просто улучшить настроение... Но всегда за этим стоит проблема одиночества, непризнанности, нездоровых семейных взаимоотношений».

Реабилитационный центр — всего лишь этап. Здесь люди делают первые три шага из двенадцати: признание собственного бессилия; признание силы более могущественной, чем мы, которая может помочь нам излечиться; готовность перепоручить свою жизнь заботе этой могущественной силы. С этого начинается путь к пожизненной, непрекращающейся внутренней работе. Зависимость, к сожалению, неизлечима. И человеку придется изо дня в день бороться с самим собой.

Чтобы убрать токсические последствия долгого употребления, нужен один месяц. Чтобы переломить ход своих мыслей, поменять образ жизни и привычки — нужны долгие и долгие годы. И в этом поможет программа ресоциализации. Опытные психологи и наставники (в прошлом зависимые, имеющие не менее года опыта трезвой жизни) помогут реабилитанту вернуться в общество.

Человека, в прошлом зависимого, мучают страхи. Те самые страхи, которые толкнули его когда-то к наркотикам: собственной несостоятельности, непризнанности, одиночества и отверженности. Стыд, паника, перманентный стресс. Как мне, такому ужасному, выходить в мир к этим прекрасным трезвым людям? В этот момент важно оказаться в кругу тех, кто тебя понимает. «Я по одному виду человека могу сказать, что и сколько он употреблял, что с ним происходит, когда он может сорваться. Я понимаю, что такое зависимость и знаю, как помочь», — говорит Владимир. 

Пока центр существует по доброй воле и на деньги Владимира. Он не жалеет средств, заработанных в собственном бизнесе, и вкладывает все силы в непростой социальный проект. Его деятельностью заинтересовалось государство. Уже приходили комиссии с проверками из ФСКН, Роспотребнадзора, социальной защиты. Чиновникам центр понравился, они обещали Владимиру всяческую поддержку и помощь.

Владимир очень надеется, что его детище будет развиваться.

Наркомания — проблема общая. Мы даже не подозреваем, сколь велико число постоянно или периодически употребляющих. И важно, чтобы люди осознавали, что выход из ситуации есть. И есть надежда на полное отрезвление и возрождение жизни.


Показать полную версию новости на сайте