Сегодня севастопольский штаб ОНФ обратился в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить законность госзакупок в сфере общественного транспорта на сумму 2 млрд 360 млн 971 тысячу рублей. Это 10% годового бюджета Севастополя. Информацию активисты ОНФ обнаружили на сайте госзакупок совершенно случайно. Насторожило общественников еще и то, что в сообщении о госзакупке речь идет о единственном поставщике, а сама закупка проводилась непублично.
Закупка была объявлена, проведена и признана состоявшейся в один день. Ни условия закупки, ни проектный договор, ни обоснования максимальной цены предварительно опубликованы не были. Как не был опубликован и сам контракт — хотя по закону это нужно было сделать в течение трех дней с момента проведения закупки.
В кратком отчете о госзакупке (см. скриншот) есть сноска о том, что заключение контракта на сумму свыше 1 млрд рублей по закону возможно без предварительных общественных обсуждений, если закупка совершается у естественного монополиста. Однако компания, с которой правительство Севастополя заключило договор, там не указана.
В ОНФ подсчитали, что 2,361 млрд рублей, потраченных на договор аренды, — это 10% годового бюджета Севастополя. Для сравнения: 2,6 млрд рублей — это полная стоимость строительства дороги от Керчи до Симферополя. Возможно, закупка обоснована, но ее непубличность — уже нарушение, считают члены ОНФ.
Как выяснили сегодня «Примечания», речь идет о договоре лизинга общественного транспорта между правительством Севастополя и «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК). Согласно этому договору, компания обязуется поставить городу в лизинг (аренда с правом выкупа) 90 низкопольных автобусов и 60 троллейбусов. Речь об этом шла в субботу на круглом столе по проблемам общественного транспорта, проведенном общественной организации «Дорожный контроль» с участием замглавы департамента городского хозяйства Петра Буйвидаса.
Однако в реестре естественных монополистов, который ведет Федеральная служба РФ по тарифам, компания ГТЛК не значится. Следовательно, при заключении контракта были нарушены закон 135ФЗ «О защите конкуренции» и ст. 93 закона 44ФЗ «О госзакупках». Кроме того, есть основания полагать, что ГКУ УЭОГХ нарушило принципы публичности и открытости при проведении госзакупок, тем более — в особо крупных размерах. Это влечет за собой штрафы, а возможно, и уголовное наказание.
Почему же правительство не предало широкой огласке столь грандиозный контракт?
«Не знаю насчет монополистов, но в список единственных поставщиков услуг ГТЛК входит, — заявил «Примечаниям» директор департамента городского хозяйства Олег Казурин — А так как ГТЛК определена правительством Российской Федерации единственным поставщиком услуг, то публичные слушания не требуются».
По словам Казурина, выбирать подрядчика самостоятельно ГКУ УЭОГХ (управление по эксплуатации объектов городского хозяйства) не может — конкурс проводит сама ГТЛК, а в Севастополе только заключают с ней соглашение.
«Правительство РФ в лице Минтранса поручило ГТЛК создать программу лизинговых поставок автомобильной и электромобильной техники, в том числе, для города Севастополя, — добавляет чиновник. — У нас были неоднократные совещания с министром транспорта, он лично приезжал к нам, мы переговаривали, и все наши движения проводились под контролем министерства транспорта. А в состав конкурсной комиссии ГТЛК включен наш директор Севэлектротранса, товарищ Гончаров».
Очевидно, что поставка троллейбусов и автобусов для Севастополя очень актуальна, и в принципе речь идет о добром деле. Но даже если предположить, что все это было сделано законно, к правительству остается ряд вопросов. Почему все было проведено за один день? Почему отсутствуют документы закупки, поставщик, протокол закупки и решение комиссии?
Помимо всего прочего, интерес вызывает само ГКУ УЭОГХ и ее руководители. Дело в том, что это же предприятие является заказчиком скандального «капремонта» со сносом парапета возле памятника Сенявину, о котором этой ночью писали «Примечания» и по поводу которого сегодня было шумное разбирательство в заксобрании города.
Судя по открытым данным, директором ГКУ УЭОГХ значится Илья Самерин. В апреле этого года он обещал построить на месте взорванной 16-этажки над Артбухтой перехватывающую парковку, однако так и не построил.
Между тем, как уже писали «Примечания», в мае этого года он был арестован по подозрению в коррупции. Наиболее крупной аферой чиновника, по версии следствия, был прием работ по ремонту водовода в Нахимовском районе, когда выделено на них было свыше 133 млн рублей, хотя в действительности их стоимость не составляла и 97 миллионов.
Многое известно и об отце Ильи Самерина — Сергее Самерине. Его часто связывают с рейдерскими захватами на Фиоленте. Сергей Самерин, в частности, руководит ЧП «Самерс», которое «отжимает» у севастопольцев земельные участки и дома. В том числе, у пенсионеров и ветеранов Великой отечественной войны.
Как уже писали «Примечания», один из источников, близкий с Самерину-старшему, указывает на его дружбу с чиновниками, которые любят отдыхать в тех местах. По словам нашего источника, именно эти личные связи помогают Самерину решать вопросы со спорными участками.
Впрочем, о том, чем сейчас занимается Сергей Самерин, нам неизвестно. А вот его сын, бывший директор ГКУ УЭОГХ, судя по всему, сейчас находится под следствием. Остается надеяться, что заключение контракта на сумму более двух млрд рублей с ГТЛК не закончится для теперешних руководителей предприятия столь же плачевно.
Есть во всей этой истории еще один любопытный момент. Если разделить сумму контракта на количество единиц техники, то получается примерно 15 млн рублей за единицу. Эта цифра коррелирует с коммерческой стоимостью автобуса или троллейбуса. Почему бы тогда городу просто не купить всю эту технику в собственность?
По словам Олега Казурина, стоимость единицы транспорта, взятой в аренду у ГТЛК, будет ниже — она составит ориентировочно 13,5-13,9 млн рублей. «Если будет возможность, и цена будет опускаться вниз, то на оставшиеся деньги мы приобретем дополнительные единицы транспортных средств, — сказал он «Примечаниям». — Общая сумма нам выделена по программе государственного лизинга. Поэтому если мы сможем закупить вместо 90, допустим, 96 автобусов, то отлично».
Чьего производства будут автобусы и троллейбусы, пока неизвестно: подрядчиков выбирает ГТЛК. Однако известно, что между поставщиками есть конкуренция и конфликты. Об одном из них сообщали недавно «Примечания» — производитель троллейбусов с автономным ходом «Тролза» из города Энгельс пожаловался, что троллейбусники Севастополя без достаточных оснований отдали предпочтение конкуренту из Твери.