Омский митрополит рассказал, что бывает с детьми, зачатыми в пост

30-12-2015 15:09:16
Автор: Татьяна Никитина
Правящий архиерей Омской епархии Русской православной церкви митрополит Омский и Таврический Владимир предостерег верующих от супружеских отношений в дни поста. При этом он напугал их тем, что большинство детей, зачатых в постное время, рождаются с шизофр

«Если он [ребенок] был зачат во время поста, то ничего хорошего ожидать не стоит для этого ребенка. Медициной доказывается, что дети, зачатые во время поста… из них 70% — шизофреники. Из них тоже 70% самоубийцы. Из них и экстрасенсы рождаются», — цитирует митрополита портал Slon.ru.

Совсем иначе дело обстоит с детьми, зачатыми в непостное время — к примеру, после Пасхи. Митрополит заявил, что такие данные ему предоставил «один врач». 

Сейчас у верующих как раз постное время — идет Рождественский, или Филипповский пост, который будет продолжаться до 7 января. Вообще же, по церковному календарю, в году бывает до 200 постных дней (четыре длительных поста, несколько однодневных, а также большинство сред и пятниц).

Между тем, похоже, что утверждения митрополита — это его личная, а не общецерковная точка зрения. Причем некоторые эксперты считают, что рассказы о больных детях, зачатых в пост, — это суеверие. Напомним, что несколько лет назад официальный представитель Московского патриархата, руководитель информационно-издательского управления синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин) заявил в первый день Великого поста, что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов.

«Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», — сказал он в интервью порталу «Интерфакс-Религия».

Священник напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам.

По мысли апостола Павла, супружеская жизнь — пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и литургического благочестия: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7:1-7).

«Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются», — отметил священник.

По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви:«Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти» (3 правило святителя Дионисия Александрийского).

Собеседник портала рассказал, что этот подход был общепринятым на православном Востоке. Вот как, например, та же проблема разрешается в 13 правиле Тимофея Александрийского:

«Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

Иеромонах Димитрий пояснил, что последний запрет связан с тем, что 8-е правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения.

По словам иеромонаха Димитрия, Иоанн Златоуст, комментируя в своей проповеди это послание апостола Павла, подчеркивает, что «жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж — против воли жены», потому что подобное принудительное воздержание провоцирует к раздражительности, блудным помыслам, ссорам и прочим расстройствам.

«Поэтому, согласно восточной христианской традиции, супружеское общение не отлучает человека от Бога. Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной», — заметил представитель Церкви.

Другое дело, продолжил он, что существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чем-то ущербными.

«Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко -"как лицемеров, сожженных в своей совести" (1 Тим 4:2)», — добавил священнослужитель.

И все же Омский митрополит не одинок в своих воззрениях. Например, по словам другого иерарха — нынешнего митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия (Мораря), подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. При этом он тоже ссылался на мнение ученых.

«Современные ученые говорят, что 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорее всего, будут больными», — заявлял православный иерарх в бытность свою архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.

Он высказал тогда убеждение, что «очень большой грех выходить замуж или жениться в постные дни» и выразил сожаление, что «подобные явления» приходится наблюдать даже «в Великую Пятницу, Великую Субботу, когда весь христианский православный мир находится в особом состоянии души, вспоминая страдания Христа Спасителя на кресте за наши грехи».

Если люди хотят, чтобы их брак был счастливым, радостным и долголетним, а дети — здоровыми, нужно «прислушиваться к голосу Церкви и соблюдать правила церковной жизни, потому что они даны Господом для всех людей», сказал православный иерарх.


Показать полную версию новости на сайте