Что показало убийство в Белгороде

12-01-2016 16:25:33
Автор: Татьяна Никитина
У нас больше нет общей этики. Есть сословная, национальная, религиозная, цеховая — а общей нет. Быть человеком у нас достаточно для своих, для остальных можно быть зверем. Особенно если эти остальные — «быдло».

29 декабря в одной из белгородских больниц хирург Илья Зелендинов набросился с кулаками на пациента, обидевшего медсестру. Камера зафиксировала, как подтянутый, импозантный мужчина-врач наносит сокрушительный удар забулдыжного вида мужичку в трениках «Адидас». Мужичок валится навзничь и больше не встает. Какой-то бомжеватый доходяга вступается за родственника — и тоже получает серию сильных ударов в лицо. Через несколько минут выяснилось, что упавший скончался.

Мы не случайно обращаем внимание на внешний вид и манеру себя вести — это маркеры социальных групп, от которых зависит теперь наше отношение друг к другу. И обсуждение белгородского убийства в Интернете это полностью подтверждает.

Новостные сайты — те, что «для всех» — пестрят комментариями, где люди призывают жестоко покарать убийцу. Мол, простим один раз, и избиения пациентов в приемном покое станут нормой. Комментаторы призывают родственников не только не принимать раскаяние доктора, но и свершить над ним самосуд.

Копорация медиков в один голос оправдывает врача. Пишут, что работники поликлиник, службы «скорой помощи», приемных покоев ежедневно имеют дело с неадекватным, агрессивным поведением нетрезвых пациентов. И речь не только о законченных маргиналах. Вполне приличные люди, привыкшие называть медицинскую помощь «услугой», не считают зазорным оскорбить или ударить, говорят врачи. Автор этих строк знаком с одним мелким севастопольским предпринимателем, который попав на лечение в 1-й горбольницу к молодому доктору, в глаза называл его «мальчик», высмеивал его назначения и искренне недоумевал, как вообще можно работать в таких «убогих условиях» и быть при этом «хорошим врачом».

Вот что пишет медик из Питера: «Врачу, конечно, махать кулаками не к лицу на работе. Но... не все так просто в этой истории. Мне сообщили подробности из Белгорода, о которых в прессе или помалкивают или упоминают вскользь. Больной — типичный Шариков — пил 16 суток, а потом с корешем (тоже пьяным) заявился в больницу лечиться. Ругался матом, ударил медсестру, угрожал. Кореш тоже кинулся драться, когда Шарикова пнули. Ну и вышло, что вышло. Доктор серьезно занимался боксом. Мои симпатии не на стороне быдла. Максимум — условно бы врачу дал.

У нас в НИИ скорой помощи поступающих больных изначально делят на два потока. С социальными обращаются соответственно, а шариковых сажают в антивандальные боксы, и курируют их санитары с пудовыми кулаками. 100% эффект.

 И никого не убили за 10 лет как работает эта система. Так и надо. Все остальное — спекуляции».

«Быдло» у нас везде. Искореняя «совок», нас 20 лет учили, что «клиент всегда прав» — но спросите любого, кто работает с людьми, что он думает о своих клиентах в конце дня. У любого менеджера, продавца или кассира периодически кулаки зудят. Решить конфликт цивилизованным путем не всегда представляется возможным: полиция на «бытовуху» не ездит, не в каждом учреждении есть охрана, а на безлюдной улице часто нет другого выхода, как ударить первым. Итог печален.

Правозащитник, председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский высказался на своей странице в «Фейсбуке»:

«Реакция многих врачей на сообщения в СМИ об убийстве пациента врачом прежняя: презумпция невиновности; врачи — не убийцы; начинается дело врачей; при таких зарплатах, чего вы ждали. И все это вместо того, чтобы сказать: мы примем меры к тому, чтобы этого больше не было. А, да, и еще одно должно быть, хотя бы одно слово со стороны сообщества: извините! А вот и ни фига!

Значит снова будут такие статьи и такие смерти. Ну, смерти-то будут все равно, а вот статьи могут стать и другими, как и отношения между обществом и врачебным сообществом. Надо научиться признавать ошибки (тем более преступления) и не только свои, но и цеха. Это и есть важнейший признак профессионального сообщества. Ау! Где оно?

Чем больше врачи защищают своих коллег-убийц, тем больше общество будет на них орать. Стоит ли завтра удивляться, что на вас орут, если вы сегодня защищаете убийцу, тем самым делаясь соучастниками? А потом удивляются, что агрессия растет. Страшно слышать от врачей оправдание УБИЙЦЫ!»

А вот как комментирует ситуацию журналист и экс-медик Игорь Артюхов: «Для начала нужно определиться с терминологией: мы имеем дело не с убийством, а с причинением смерти по неосторожности. Это принципиально разные вещи. Я такие происшествия приравниваю к несчастному случаю, потому как убивать врач явно никого не хотел.

Что на самом деле произошло между пациентом и медсестрой, мы не знаем, поэтому я не могу сделать полноценный вывод. Пусть оценку действиям врача дает следствие. Но примечательно другое —

общество никогда не поднимает такую бучу, когда убивают врачей. Расстрелянные медики симферопольского «Спутника» стали объектом издевательств среди большинства интернет-аудитории, которая визжала, мол, так и надо этим медикам, пусть научатся лечить.

Белгородский инцидент — это следствие общего уровня населения, обусловленного низкой культурой и высоким уровнем бытовой агрессии. Проще говоря быдловатости. Поэтому при расстреле врача большинство инстинктивно поддерживала убийцу Бекира Небиева — своего «идеологического единомышленника», потому что сами ничем от него не отличаются.

Бытует мнение, что население звереет якобы из-за снижения качества медпомощи (длительные очереди, ожидания вызовов), вымещая агрессию на врачах — и это бред. Люди знают, что доктор не сможет опуститься до их уровня и обматерить либо ударить в ответ. Поэтому выбирают самую легкую жертву для вымещения своих комплексов, тем более если видят перед собой хрупкую медсестру весом в 45 кг. Все решит введение уголовной ответственности за нападение и оскорбления медработника, тогда у медиков не будет мотива прибегать к силовым методам самозащиты».

Эта полемика показывает, что два десятилетия дегуманизации бывших советских людей не прошли даром — у нас больше нет никакой общей морали. Этика и кодекс чести у нас теперь только для своих, а свои — это собратья по способу кормления, это твоя стая. С остальными можно делать все что угодно. И что бы ни натворили «мы», мы будем оправдывать себя и обвинять «их».

Коллеги Зелендинова подчеркивают, что он как мужчина вступился за медсестру, подчеркивая, что погибший до конфликта «пил 16 дней» (слова погибшего, которые есть на видео) — искренне не понимая, что тем самым выводят маргинальных пациентов за пределы круга людей. За жизнь забулдыги они откровенно дают не больше, чем за жизнь дворового пса.

Нам всем неприятно это осознавать: мало ли в какой ситуации столкнемся с медиками мы сами, и как эти медики себя с нами поведут. Но давайте подумаем, а готовы ли мы — не врачи — ежедневно общаться с абсолютно чужими алкашами, которым что-то от нас нужно, прощая их выходки?

В любом случае, это звоночек для всех. На волне патриотизма нам постоянно твердят об общих ценностях. Но в чем они заключаются? Что объединяет у нас богатых и бедных, власть и народ, хозяев и наемных работников, врачей и пациентов? Когда-то это была вера в бога. Потом идея социальной справедливости. Где-то на Кавказе или в Туве это до сих пор традиции предков. Но на каком этическом фундаменте зиждется наш общий мир — если он, конечно, до сих пор общий?

Вся эта история не столько о Зелендинове, и даже не столько о его коллегах, сколько о соотношении общественного и группового интереса. Медперсонал белгородской больницы может сколько угодно сводить друг с другом счеты, вынося видео в сеть и обвиняя медсестру в провокации. Но в целом он повел себя так же, как и чиновники, которые оправдывают членов своего сословия, которые давят народ на зебрах и тротуарах. И как полицейские, которые покрывают жестокие пытки в тюрьмах и сизо.

Мы не оправдываем поведение быдла — оно такой же продукт распада некогда единого советского народа, как и зверствующие «хозяева жизни». Но хочется спросить хирурга: а если бы медсестру пнул нетрезвый сынок прокурора, он бы тоже не раздумывая отправил обидчика в нокдаун? 


Показать полную версию новости на сайте