Троллейбус бьет, но не платит

19-01-2016 08:22:40
Автор: Татьяна Никитина
Как выяснили «Примечания», троллейбусы в Севастополе ездят без страховки. Их пассажиры тоже не застрахованы. Это значит при ДТП право на компенсацию ущерба придется доказывать в суде или досудебных разбирательствах.

Для всех участников дорожного движения закон един — транспортное средство (ТС) должно быть застраховано по ОСАГО. Однако «Севтроллейбус» это требование игнорирует. У троллейбусов полисов ОСАГО нет.

Замдиректора компании Сергей Херсонский подтвердил информацию «Примечаний». «У нас страховка была, но она закончилась, — сообщил он нашему корреспонденту. — На этот год идут переговоры по поводу новой, ищем страховую компанию. Этим занимается служба безопасности движения. Страховка будет в ближайшее время. Ничего страшного тут нет».

При этом Сергей Анатольевич затруднился ответить на вопрос, о каком именно виде страхования идет речь: ОСАГО или ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам). В любом случае отсутствие страховки — неприятный факт и для пассажиров троллейбусов, и для других участников дорожного движения.

«Примечания» попытались выяснить, какие санкции грозят «Севтроллейбусу» за отсутствие страховки и какие проблемы возникнут у тех, кто пострадает в ДТП или ином несчастном случае с участием троллейбуса.

Представим себе ДТП с незастрахованным троллейбусом. Ситуация первая: виноват водитель троллейбуса. Как в случае с любым другим ТС, у которого отсутствует страховка, у вас есть шанс решить вопрос на месте — путем немедленного финансового возмещения ущерба. Однако вряд ли водитель возместит вам вред из своего кармана — для этого на предприятии есть юридические службы. Придется вызвать ГИБДД, она оштрафует водителя-виновника на 800 рублей за несоблюдение закона об ОСАГО и оформит справку о ДТП. Проследите, чтобы факт отсутствия полиса был зафиксирован в справке.

После ее получения, вы можете написать досудебную претензию, оценив ущерб самостоятельно или обратившись за независимой экспертизой. В претензии можно указывать не только сумму фактических повреждений, но и всевозможный ущерб: потерю заработка, связанную с простоем ТС, вред здоровью, расходы на юридические услуги, судебные издержки и тому подобное.

В случае с троллейбусом не нужно забывать, что урегулирование вопроса с участием грамотных юристов предприятия потребует от вас внимания к деталям. К примеру, представителей виновника лучше пригласить на независимую экспертизу, отправив приглашение в письменном виде с указанием времени и места ее проведения по почте. Сохранив почтовую квитаницию, вы сможете в будущем — при необходимости — доказать факт прозрачности экспертизы в суде, даже если виновник на нее не явится. Не забывайте «подшивать к делу» все чеки, подтверждающие фактические расходы.

Случай второй: троллейбус не виноват, но у него нет ОСАГО. В этом случае весь ущерб нанесенный вами третьим лицам должен быть выплачен вашей страховой компанией (кроме ущерба, нанесенного пассажирам троллейбуса — им возмещение выплачивается по полису ОСГОП при его наличии, если ОСГОП нет — по ОСАГО виновника). То есть «Севтроллейбус» вполне вправе рассчитывать на ремонт своего подвижного состава по страховке. Однако, как рассказал «Примечаниям» работник Службы аварийных комиссаров Александр Суббота, страховые компании могут отказывать в выплатах пострадавшей стороне, если у нее нет действующего полиса ОСАГО: «Вы не виноваты, хотите получить возмещение от виновника. А страховая спрашивает: где ваш полис? Полиса нет — выплаты нет. Но с юридической точки зрения такой отказ неправомерен. Нигде в законе не указано, что вам могут отказать в выплате по причине отсутствия страховки. В этом случае смело пишите претензию».

На выплаты по КАСКО, как заверили нас в «Росгосстрахе», наличие полиса ОСАГО не влияет. «Однако тут есть свои тонкости, — утвержает Александр Суббота. — Многие считают, что, пострадав в ДТП, получат выплаты и по ОСАГО виновника, и по КАСКО. Но это не работает.  Возмещение по обоим полисам одновременно — невозможно».

Случай третий: в троллейбусе пострадали пассажиры или их имущество. И тут совершенно не играет роли, ДТП это было или другой несчастный случай. Причиненный пассажиру вред должен быть возмещен по полису ОСГОП. Закон об ОСГОП был принят еще в 2012 году (№ 67-ФЗ от 14.06.2012),  а штрафные санкции к незастраховавшим свой подвижной состав перевозчикам применяют с 1 апреля 2013 года. Получается, что «Севтроллейбус» их не боится?

Что же грозит предприятию?

По букве закона: «Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

-  на должностных лиц в размере: от 40 до 50 тыс. рублей;

-  на юридических лиц: от 500 тыс. до  1 млн рублей».

Тем, кто не исполняет обязанностей по страхованию, запрещена эксплуатация транспортных средств. Если договор по страхованию не был заключен, с перевозчика могут взыскать сумму недоплаченных страховых премий, а также процентов по ним в пользу государства — как неосновательно сбереженную сумму. Следить за отсутствием полиса ОСГОП должен Ространснадзор.

Какое пассажирам дело до отсутствия у «Севтроллейбуса» полиса ОСГОП?

Если страховки нет, то перевозчик в любом случае будет нести ответственность перед пассажирами, не меньшую, чем определена законом об ОСГОП. Однако в этом случае взаимные претензии будут рассматриваться в досудебном порядке или в суде, а значит дело может значительно затянуться.

К тому же пострадавшему необходимо будет подтвердить свои затраты на лечение путем предоставления квитанций и чеков. Для выплаты по ОСГОП необходимо просто пройти медицинский осмотр. Конечно предварительно нужно зафиксировать факт получения травмы или ущерба имуществу именно в троллейбусе. Делается это путем вызова «скорой» или ГИБДД на место происшествия. И отсутствие билета в данном случае не считается основанием для отказа в выплате по страховке. 

«Примечания» ни в коем случае не хотели бы, чтобы «Севтроллейбус» оштрафовали. В конце концов, это ГУПС — то есть предприятие, финансируемое из наших с вами налогов. Но не слишком ли халатно относятся севастопольские перевозчики к безопасности своих пассажиров и других участников дорожного движения? Или троллейбус у нас априори не может стать виновником ДТП?    


Показать полную версию новости на сайте