Около полугода назад жителям Севастополя стали приходить новые платежки. Простыни формата А4 поведали горожанам, что отныне в городе существует ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ), призванный максимально облегчить жизнь граждан в деле оплаты КУ и обеспечить прозрачность начислений.
Однако вхождение ЕИРЦ на рынок сразу же ознаменовалось скандалом. Законопослушные плательщики стали получать счета с огромными долгами. Горожане, в основном пожилые и малообеспеченные, ринулись в отделения ЕИРЦ за перерасчетом — и нарвались на хамство и сладкоголосые увещевания: «Система пока не отлажена, нет единой базы. Вы платите пока, а мы в следующем месяце пересчитаем».
Но простите, на каком основании мы должны кредитовать организацию, паразитирующую на наших с вами платежах?
Почему паразитирующую? Потому что поставщики коммунальных услуг, уже присоединившиеся к расчетам или только собирающиеся, будут отстегивать ЕИРЦ 3,5% от начисленных платежей. Начисленных, а не оплаченных по счетам нового ГУПСа. То есть те люди, которые продолжают платить непосредственно в кассы водоканала, горгаза или управляющей компании, уже делятся своими кровными с сотрудниками ЕИРЦ, якобы отлаживающими работу такой «нужной» для города единой базы.
«Это очень удобно, — говорит начальник Жилнадзора Галина Чагина, которая к ЕИРЦ непосредственного отношения не имеет, но работает в сфере ЖКХ и сталкивалась с подобной системой на материке. — Вы получаете единую квитанцию, которую можете оплатить в любом месте: в банке, на почте или непосредственно у поставщиков услуг — пока такая возможность в Севастополе есть. Но вы оплатите, к примеру, в водоканале всю сумму, а они сами по единой базе расщепляют платежи и отправляют поставщикам услуг. Получается, что в водоканале вы заплатили за свет и за газ, и за воду».
Но «Примечания» как-то по-другому понимают удобство. Удобно — это когда у человека есть выбор: заключить договор с ЕИРЦ на формирование единого счета и отдавать за это процент, или продолжать самостоятельно платить в кассах поставщиков коммунальных услуг. И чтобы «единая платежка» стала коммерчески привлекательной, в ней не должно быть места «ошибкам» и «отладкам», которые мы видим сейчас. Тем более, что «ошибается» ЕИРЦ почему-то чаще в сторону увеличения суммы платежа.
Севастопольцы быстро смекнули, что платить начисленное их никто не обязывает — договоров с ЕИРЦ лично не заключали. И стали исправлять суммы в платежках. На что ЕИРЦ — интересно на каком основании? — разослал во все инстанции, принимающие платежи, служебное распоряжение о том, что исправления в платежном документе не допускаются.
То есть отныне напечатанное бездушной машиной является истиной в последней инстанции? И если человек получил платежку с суммой, в два или три раза превышающей ежемесячный платеж, он обязан оплатить ее полностью, а хватит у него на это денег или нет — дело десятое?
Почему мы сами не можем выбирать, кому, когда и сколько платить, если долгов по коммунальным услугам по факту нет? И даже если есть?
Существует мнение, что единая квитанция, в которую нельзя вносить исправления, будет стимулировать граждан не копить долги. Мол, многие оплачивают только то, что «могут отрезать» — газ, свет, воду. А за услуги управляющей компании «забывают» платить месяцами. Но можно ли в условиях нашей страны по-другому? Или пенсионеры обязаны умирать, но удовлетворять ненасытные аппетиты ЖКХ, в которые теперь входит и 3,5% на содержание ЕИРЦ.
А еще в квитанциях ЕИРЦ возникают какие-то странности с начислениями за воду и отопление. Мне, к примеру, пришла квитанция с «минусами» — «долг», начисленный в предыдущие месяцы действительно пересчитали. Но вода рассчитана по норме — 9,5 кубов. Оказывается, для правильности расчетов необходимо передавать в ЕИРЦ свои показания — на сайте, по e-mail, телефону и даже в ящики (!!!), установленные в центрах обслуживания абонентов. Но почему? Договоров нет, а кто и на каком основании передал ЕИРЦ мои персональные данные — вообще неизвестно. Я своего согласия не давал.
К тому же платежка пришла с припиской: «По состоянию на 31 декабря в Вашем доме в квартирах 1, 3, 10, 25, 26 …. задолженность по оплате жилищно-коммунальной услуги составляет 3 и более месяцев». Каково? Сами долги насчитали — сами список должников опубликовали.
А еще ЕИРЦ собирается взять на себя функции паспортистов управляющих компаний. В перечне услуг значится: оформление документов, справок, выписок для населения; сбор и передача в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан. Думаете бесплатно?
В сентябре прошлого года мне пришлось «заморочиться» оформлением некоторых документов в городе Сочи. Для получения справки о количестве прописанных в квартире моей бабушки — известной как «Справка о составе семьи» — я пошел в местную управляющую компанию. Те же стены, та же паспортистка с пафосной прической и броским макияжем, те же карточки в допотопных деревянных ящиках — процесс ничем не отличается от аналогичного в Севастополе. Кроме стоимости услуги: за выдачу справки с меня взяли 80 рублей. Угадайте, какая организация значилась получателем платежа? Правильно, ЕИРЦ!
И не важно: оформляешь ли ты субсидию или детское пособие, получаешь материнский капитал или вступаешь в наследство — за то, что всю постсоветскую историю нашего полуострова было бесплатно, теперь придется платить.
Это раньше вас максимум могли пожурить за долги и отказаться выдавать справку, что, в общем-то, тоже неправомерно. Теперь все только за деньги.
Ситуация с платными справками волнует граждан по всей России не первый год. При этом чиновники объясняют ситуацию необходимостью платить зарплату паспортисткам и расходами на хранение персональных данных в единой базе. Получается, что раньше справки нам выдавали из чистого альтруизма, а за сохранность содержимого деревянных ящиков с учетными карточками теперь нужно платить?
Вся Россия плотно сидит на системе ЕИРЦ. В Питере и Москве заплатить за ЖКУ без комиссии уже давно в принципе невозможно. И при этом по всей России люди возмущены массовыми приписками ложных долгов.
Нас продолжают уверять, что подобные ГУПСы внедряются исключительно для нашего же блага: мол, на зарплатах экономистов в расчетных отделах конкретных поставщиков услуг можно будет сэкономить — их работу сделает электронная база. Но пока практика говорит о другом: экономисты остались на своих местах, а для усмирения озверевших от отчаяния пенсионеров ЕИРЦ открывает консультационные центры. С вечными очередями.
Если ЕИРЦ выгодны потребителям, то мы требуем прозрачных и публичных объяснений, на чем эта система позволит нам сэкономитьРасскажите хотя бы, во что обходится нам содержание ЕИРЦ: 3,5% в масштабах города — это сколько?
Но подобные отчеты в планы чиновников, понятное дело, не входят. Как не входят и объяснения до каких таких «рыночных» показателей мы поднимали тарифы все девяностые и в начале двухтысячных, и в чем соль «экономического обоснования» этих цен сейчас.
В некоторых регионах РФ работу ЕИРЦ признали неудовлетворительной, а сам проект — провальным. Слишком много жалоб от населения поступает, а поставщики услуг разрывают с центрами договоры. В прошлом году ЕИРЦ собирались закрыть в Астрахани, но выяснилось, что платежная инфраструктура ЖКХ города уже развалена, и необходимость оплачивать услуги по отдельности вызывает у народа не меньшую панику, чем была в сфере оплаты ЖКУ в Севастополе все эти уже почти два «переходных» года.