Кто и зачем уничтожает единственную в Севастополе школу с музыкальным уклоном

03-02-2016 14:51:22
Автор: Антон Седнин
Единственную в городе общеобразовательную школу с музыкально-хоровым уклоном чиновники хотят лишить финансирования. Педагогов выгоняют на улицу, учеников лишают любимых уроков. Департамент образования отмалчивается и на вопросы родителей не отвечает. Ком

Школа № 57 находится в Пятом микрорайоне, на улице Шевченко. В украинские времена она была единственной в стране — здесь музыкальное образование включено в сетку общеобразовательных предметов. Ученики с 1 по 11 класс, помимо традиционной математики или истории, посещают уроки хора, сольфеджио, ритмики, занимаются вокалом, играют на музыкальных инструментах.

У такого учебного заведения есть свои преимущества. Во-первых, довольны родители: дети целый день под присмотром, и музыкальные занятия проходят в стенах родной школы. Ученики начальных классов спокойно остаются на продленке, а музыкальные педагоги сами забирают детей на индивидуальные занятия. Ни в одной музыкальной школе города такого нет. Поэтому учеников в 57 школу родители привозят со всех районов города.

Во-вторых, хотя в обычных музыкальных школах города образование номинально бесплатное, родители ежемесячно вносят пожертвования — финансируют музыкальные школы у нас плохо. В 57-й школе родители за эти занятия не платят ни копейки.

В-третьих, именно потому, что все ученики музыкального блока учатся в одной школе, здесь образовались уникальные  музыкальные коллективы: ансамбль ударных инструментов, ансамбль флейтистов, духовой оркестр, ансамбль гитаристов. Дети участвуют в международных конкурсах и фестивалях, ездят в Испанию, Болгарию. В прошлом году юные музыканты привозили дипломы российских конкурсов: из Ялты, Сочи и Москвы.

«Мы впервые в прошлом году участвовали в фестивале в Москве, — говорит педагог и руководитель драматического театра «Мы» Галина Васина. — И привезли дипломы. Один подписал лично Никита Михалков — за лучшую женскую роль». При этом в театре нет отдельных занятий по сценической речи, вокалу или танцу. Всю необходимую подготовку дети получают на уроках музыкального блока.

В-четвертых, педагоги-музыканты участвуют в разработке инновационных образовательных проектов всероссийского уровня — проводят уникальные совместные уроки с учителями литературы и изобразительного искусства, печатаются в журналах по педагогике.

А придумала эту школу первый и бессменный директор Галина Павловна Гузанова, которая лично участвовала и в строительстве школы, и в создании уникального коллектива педагогов-единомышленников. «Она мечтала, что в школе будут петь. И петь будут все — музыкально, грамотно и профессионально, — говорит учитель Ирина Татаринова. — И многие педагоги работают здесь с первого дня». Вернулись в школу и выпускники — те, кто когда-то закончили музыкальный класс и поступили учиться в высшие учебные заведения. Ведь школа все эти годы выдавала официальный документ о получении полноценного музыкального образования.

Но сейчас над школой нависла угроза уничтожения. Летом этого года предстоит очередное лицензирование, а у директора заканчивается контракт. И по кулуарным слухам продлять его департамент образования не собирается. Но главное — музыкальный блок школы лишают финансирования, о чем чиновники департамента решили умолчать.

О реорганизации и ликвидации музыкального крыла коллектив узнал случайно. Тревогу забили неравнодушные родители. Одна из мам работает в департаменте и рассказала о надвигающейся катастрофе. Экономический отдел объясняет все просто: уроки музыки не входят в обязательный образовательный стандарт, финансируемый государством, и денег на них в бюджете нет.

Более 40 педагогов окажутся на улице, а 340 учеников лишатся любимых уроков. И в том числе дети, которые в других учебных заведениях реализоваться попросту не смогут.

«Музыкальные школы в Севастополе работают с одаренными детьми, — говорит завуч музыкального блока Елена Курапова. — Мы подчиняемся образованию, поэтому работаем со всеми. Если родители хотят, чтобы ребенок занимался музыкой, получал эстетическое воспитание, мы с ним работаем. У нас есть дети, которые имеют медицинские показания к таким занятиям. Хоровое пение развивает дыхание. Есть у нас детки с особенностями развития, которым уроки музыки помогают раскрепоститься и адаптироваться в обществе». 

Педагоги, завучи и родители пытались получить внятный ответ о финансировании у руководства департамента образования Михаила Родикова. Но он директора не принял, а отправил к своему заместителю, который ответить на вопросы прямо отказался, а через секретаря передал, что все будет хорошо, и школа продолжит работу. На официальное письмо, которое коллектив направил в адрес департамента еще в ноябре, ответа до сих пор не поступило. Очередная встреча с чиновниками запланирована на сегодня.

Кому выгодно прекращение финансирования? Музыкальное образование в 57 школе обходится бюджету в 9,6 млн. рублей в год. Соизмерима ли эта сумма с потерей единственного в городе учебного заведения, дающего ученикам не только знания, но и полноценное эстетическое воспитание?

То, что оплата уроков музыки из бюджета, противоречит российскому законодательству — неправда. Прецеденты в России есть: подобные школы работают в Петрозаводске и Керчи. В петрозаводской школе детей обучают не только музыке, но и живописи, и хореографии — все за бюджетные средства.

Чтобы оставить необходимое школе финансирование, департамент образования должен оформить государственный заказ на этот вид обучения. Но заниматься этими формальностями власти не хотят — проще разрушить и уничтожить уникальную образовательную систему.

«Все проверки мы прошли. В этом году нам предстоит лицензирование, и мы к нему готовы. Придраться не к чему — результаты работы прекрасные, у детей есть достижения. Но школу почему-то ликвидируют», — удивляются вероломности чиновников педагоги.

С финансированием образования в городе трудно: в департаменте все списывают то на переходный период, то на ЧС. Галина Васина, педагог 57 школы, рассказывает: «В прошлом году из более, чем сотни театров, отобрали 17 для участия в фестивале в Москве. И наш в их числе был. Но только нашему театру город не выделил ни копейки на проезд и проживание. Остальные коллективы приехали из разных уголков России, и у них была финансовая поддержка. Я считаю, что для города это позор».

Председатель постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам, депутат Татьяна Щербакова так прокомментировала ситуацию: «Инициатива письменная должна исходить от коллектива школы. Учитывая, что коллектив, несомненно, лучше в этом разбирается, было бы правильно, чтобы они и предложили варианты решения этой проблемы. Департаменту нужно глубоко в это погрузиться, чтобы понять. Начинать надо с диалога с [Михаилом] Родиковым. Депутаты, к сожалению, законодательно ничем помочь не могут. Это раньше Горсовет был учредителем [школ], а сейчас ситуация другая».

Школа выстояла в страшные девяностые, обрела новое дыхание в двухтысячных. Педагоги искренне и по-детски наивно надеялись, что под юрисдикцией России все будет меняться к лучшему — появятся средства на новые инструменты, будут финансироваться поездки детей на всероссийские и международные фестивали. А оказалось, что эстетическое воспитание севастопольских детей заезжим чиновникам вовсе и не нужно. Зато можно будет гордо рапортовать о «сэкономленных» 9 миллионах. Зачем нам искусство и хороший вкус? Отечественную попсу тоже ведь надо кому-то слушать. 


Показать полную версию новости на сайте