«Путин обещал? А вы указ покажите»

04-02-2016 09:23:39
Автор: Татьяна Никитина
Все увещевания чиновников, что реформа ЖКХ принесет нам одни лишь выгоды — обман. Люди, готовые потратить свое время на то, чтобы привести в порядок свой многоквартирный дом, сталкивается с ситуациями, когда им всеми правдами и неправдами пытаются навязат

Одиннадцать лет назад вступил в силу новый Жилищный кодекс, предусматривающий реформу ЖКХ. В России управление жилыми домами было передано частным и государственным управляющим организациям. В то же время чиновники от ЖКХ твердят, что у россиян есть выбор. И они, при желании, могут сами управлять своим домом. Что происходит с теми, кто «купился» на подобную «рекламу»?

«Примечания» побеседовали с председателем одного из севастопольских ТСН, которая пожелала выступить инкогнито. Женщина опасается, что откровенный разговор о тонкостях работы может навлечь на ее «кооператив» гнев контролирующих организаций, которые, по ее словам, «при желании найдут, за что наказать».

Вот, что рассказала наша собеседница:

«Мы всегда были независимыми — с того момента, как дом сдали в 1996 году. Сначала у нас был ЖСК, потом мы реорганизовались в обслуживающий кооператив, потому что строительная функция была уже выполнена.

Мы сами заключали договоры на вывоз мусора, рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями. Нам, к примеру, водоканал присылал общий счет, по которому мы формировали платежки по квартирам. На входе в дом стоят два водомера, по которым мы и сдавали водоканалу показания.

У нас всего 4 подъезда. Люди видят, на что идут их деньги. Поэтому более 90% процентов жильцов  оплачивают счета вовремя. Бывают, конечно, и долги. Но тут многое решается при личном контакте. Вот иду я по улице и вижу соседку, обязательно скажу ей: «Марина, у тебя долг!»

На собранные деньги ремонтировали систему отопления, содержали счетчики воды и тепла, полностью переделали крышу. У нас есть аварийный электрик, сантехник, паспортистка и дворник. Электрик и сантехник у нас оформлены на 0,25 ставки, получают чуть более 1500 рублей в месяц. Но текущие проблемы они нам решают. Внутри квартир, конечно, все работы проводятся за дополнительную плату.

Вот и в России мы решили создать ТСН. Организовались, провели собрание, оформили все уставные документы — все по закону. Разобраться в законодательстве очень сложно, но у меня дочь — бухгалтер, ведет четыре предприятия, она мне и помогла.

Первая проблема — это новые договоры с "ресурсниками". Почему-то в России нас называют частниками. Но какие же мы частники? У управляющих организаций в частной собственности, наверное, процентов 80-90 квартир. Но их частниками не называют. Мы из своей деятельности никакой прибыли не извлекаем: четыре подъезда, людей мало — собрались и решили все вопросы. Скинулись, оплатили — ремонт сделан. Какие прибыли?

А нам пытаются навязать по максимуму. Вот «Севтеплоэнерго» заставлял нас подписать договор с пустым балансным актом. Принес договор курьер, страница эта в нем пустая. Хорошо, что наша паспортистка позвонила мне, а не расписалась в получении. Они хотят, чтобы мы, кроме внутридомовых сетей, взяли на баланс транзитные трубы. Так строили в девяностых: по нашим подвалам идут магистрали отопления к другим домам. Трубы гнилые, а они хотят, чтобы обслуживали их мы.

Но мы грамотные: по законодательству магистральные трубы не могут находиться в подвалах частных домов. У нас частный дом, раз мы сами им управляем. Мы предложили трубы перенести. А это миллионы! И таких денег у «Севтеплоэнерго» нет. Мы бы, может, и согласились, но пусть они передадут нам трубы в идеальном состоянии. Сейчас они рвутся постоянно, и только благодаря мастеру участка нам удается вовремя ликвидировать аварии. 

С водоканалом у нас уже была история. Мы ходили составлять договор, решали, где начнутся «наши» трубы. Пришли к договоренности, что начиная с задвижки перед первым водомером — наш участок. А потом нам также курьером передали договор, в котором приложение почему-то не в оригинале, а ксерокопией сделано. И в нем обозначена точка врезки от колодцев. То есть по имеющемуся у меня плану нам принадлежать еще и трубы, идущие под землей. В случае аварии придется отвечать жильцам четырех наших подъездов, которые даже не отдельным домом стоят — у нас часть дома. Чем мы хуже остальных севастопольцев?

Опять же про тепло… У нас раньше был общий счет на дом. Стоят теплосчетчики, а по квартирам раскидываем мы сами. Но сейчас хотим перейти на прямые расчеты, чтобы нам, как остальным в городе, приносили платежки. Потому что у нас система сделана таким образом, что тепло идет с десятого этажа на первый. В итоге на десятом — жара, а на первом — батареи чуть теплые. И люди не готовы платить за такое "тепло", когда при минусовой температуре на улице у них холодные батареи. Почему за ошибки при проектировании должны оправдываться члены кооператива, у которых в квартирах тепло? Ведь те, у кого холодно, требуют хоть что-то сделать. Мы обращались в теплосеть, чтобы они как-то учитывали этажность и положение квартиры, но она отвечают, что такого закона в городе нет. Теперь пусть они сами присылают платежки, а люди напрямую рассчитываются.

У нас один жилец на пятом этаже врезал в систему центрального отопления теплые полы. Сначала никто об этом не знал. Стало на нижних этажах холодно — мы решили, что это из-за труб. В прошлые годы давление теплоносителя было около 6 атмосфер, а в этом из-за ЧС насосы отключают. И циркуляция из-за этого горизонтального участка в системе вообще остановилась.

Стали просит его, требовать, чтобы переделал. В итоге соседи через мою голову написали в прокуратуру, прокуратура переправила дело в Жилнадзор. Жилнадзор связался со мной, как с председателем. И выяснилось, что контролирующие органы самостоятельно подавать в суд на нарушителя не могут — даже если перепланировка незаконна. Подать в суд должны недовольные соседи, а если они по какой-то причине не хотят, то председатель. И я это сделала.

Прокуратура, занимаясь вопросом этой перепланировки, выдала предписание налоговой службе проверить наш ТСН — такие до меня дошли слухи. Пришли к нам, проверили все документы. А у нас все налоги уплачены вовремя. Заверили меня, что все в порядке.

А потом попросили еще раз представить учредительные документы и нашу отчетность. И тут выяснилось, что мы сотрудничали с «Городскими кассами». У нас есть с ними договор, но они были не кредитной организацией, а платежным агентом. И на них распространялось действие 103-ФЗ. По этому закону мы должны были открыть отдельный спецсчет для приема платежей. Непонятно, зачем это вообще нужно. Я и закон читала, и в «Консультанте» вопросы задавала, но ответа так и не нашла.

Нам выписали штраф — 40 тысяч рублей. Эта огромная сумма — на плечи наших жильцов. К тому же «Городские кассы» остались должны нам около 20 тысяч рублей. Одни убытки. Мы закончили финансовый год с минусом.

Получается, что жильцы как бы «скидываются», чтобы содержать свой дом в порядке, работают тут сами за мизерные зарплаты в свободное от основной занятости время, а на деле получают огромные штрафы. Для сравнения: штраф за перепланировку с квартиры — 1500 рублей.

Я понимаю, что незнание закона не освобождает от ответственности, но в России законодательство формировалось постепенно. Мы же должны его освоить за несколько месяцев или даже недель. Иначе: штрафы, штрафы, штрафы!

В конце декабря пришло письмо: до такого-то срока вы обязаны зарегистрироваться на таком-то сайте. Иначе штраф — 30 тысяч рублей. Система сырая, зарегистрироваться смогли только через несколько дней. Потом звонок из Жилнадзора: вы должны внести данные. Какие данные и куда вносить — даже им неизвестно. Выяснилось, что необходимо сделать скан-копии всех документов, указать, кто и в какой квартире проживает — полная «перепись».

Жильцы возмущены. Нам все время говорят, что дом — наш, мы полностью за него отвечаем. Но контролировать хотят все до последней запятой. А ответственность полностью вешают на нас.

К примеру, «Севлифт»… Мы с Татьяной Локтионовой встречались, говорили. Она утверждает: «Лифты ваши, обслуживаете их вы. Поэтому в программу модернизации по ФЦП мы их не включаем. Делайте за свой счет».

У нас лифты постоянно ломаются, работают по 20 минут после ухода монтера. Но спрашивается: кто их довел до такого состояния? Мы 20 лет исправно платили за их обслуживание «Севлифту». Все, что они просили нас починить, меняли за свой счет: делали перемотку двигателей, заказывали новую плату для сгоревшей электроники. Но все приходило в упадок, в том числе из-за плохого обслуживания. За что мы платим? За то, что монтеры ходят парами и умеют делать умный вид?

У нас в одном из лифтов педаль не работает. Когда один человек входит в лифт, другой вызывает — и кабина тут же закрывается. Может зажать руку или ногу, может случиться трагедия, как в доме на Кесаева. Но монтер, когда приходит, в глаза мне говорит, что все работает нормально.

А знаете, чем история с гибелью женщины закончилась? Больше года шло следствие, нашли крайнего — мастера по обслуживанию лифтов.  Потом дело прекратили — вроде по амнистии. И родственники погибшей сейчас подают в суд на ТСН. А «Севлифт» в этом деле выступает третьим лицом. Иск на 6 миллионов!

Скажите, причем здесь ТСН? Они, как и мы, я точно знаю, платили все взносы вовремя. И «Севлифт» должен был их обслуживать. А сейчас — после конфликта — они от «Севлифта» ушли. А мы боимся: тут и диспетчерская рядом, и нет у нас в кооперативе специалистов. У  нас кто живет? Учителя, врачи, моряки, бизнесмены. Но не инженеры-лифтеры. Почему мы платим, и мы же отвечаем?

Мне недавно одна знакомая — председатель ТСН — рассказала, что Татьяна Локтионова принуждала ее подписать акты, говоря при этом: "Вот лифтеры не получат из-за вас зарплату и уволятся. И это будет на вашей совести!"

Конечно, им выгодно на нас все навесить. У нас с водоканалом были непрямые расчеты — мы сами считали показания по квартирам. И вот у меня расхождение между водомером на 4 подъезда и квартирными приборами — 700 кубов в год. Люди у нас воруют, используют какие-то магниты, сливают мимо водомеров. Но поймать их за руку невозможно. Скажите, как женщина — пусть она даже и одна живет — может израсходовать за год 4 кубометра воды? При этом она каждый день домой с работы приходит.

И ТСН все это возмещал. У нас при Украине платежи были ниже, чем у соседних домов. За трехкомнатную квартиру платили как за двухкомнатную. И все были довольны. Сейчас времена трудные настали, тарифы растут, платить за себя и еще сто рублей "за того парня" никто не хочет. Поэтому мы стараемся максимально перейти на прямые расчеты.

Но тут новая напасть — нам навязывают этот единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ). Нам уже пришли письма от "ресурсников" с просьбой предоставить всю информацию о жильцах квартиры — ее передадут в ЕИРЦ. И мы тоже, как и весь город, будем платить им "дань" — 3,5% от начисленного. Почему все худшее, что есть на материке, все то, от чего отказываются во многих регионах, насаждают нам?

Никакой помощи от контролирующих органов нет. Только в Жилнадзоре есть школа для ТСНов. А в налоговой получить какие-то комментарии невозможно — по закону они не должны ничего разъяснять. Нередки ситуации, когда один человек говорит, что такой-то отчет нужен, а другой говорит — не нужен. А отвечать все равно нам: у них нет разъясняющих полномочий, а значит ответственности они не несут.

Мне в налоговой прямым текстом сказали: «Зачем вам это надо? Идите в управляющую компанию». Если мы на это согласимся, то у нас будет такой же грязный двор, немытые подъезды и гнилая крыша, как у других, но платить за это мы будем на треть больше. Я попробовала возразить: «Президент Путин обещал, что в течение трех лет никаких внеплановых проверок не будет». А мне ответили: «Он-то говорит, а вы покажите подписанный указ. Нам бюджет наполнять надо».

От редакции: Все увещевания чиновников, что реформа ЖКХ принесет нам одни лишь выгоды — обман. Люди, готовые потратить свое время на то, чтобы привести в порядок свой многоквартирный дом, сталкиваются с ситуациями, когда им всеми правдами и неправдами пытаются навязать обязанности городской системы ЖКХ, оштрафовать, запутать и наказать за излишнюю грамотность.

Но закаленные разрухой девяностых и двухтысячных севастопольцы не ожидали, что столкнутся в городе с таким равнодушием и вероломством чиновников и работников ГУПСов, прикрывающихся Жилищным кодексом. И это нашей собеседнице еще повезло: председателю ТСЖ в подмосковном Реутове за «строптивость» шьют уголовное дело.


Показать полную версию новости на сайте