Как рассказал газете «Коммерсант» один из учителей школы № 3, на закрытый показ «четвертой обороны» пришел начальник управления образования Михаил Родиков и «некая дама»: «Ее не представили, но раз она пришла с нашим начальником, мы поняли, что она также из исполнительной власти». Она, в частности, сообщила, что фильм подготовлен «для федеральных каналов» и попросила после просмотра заполнить анкету. «Фильм у нас вызвал раздражение и возмущение — ведь судя по фильму, это было чистая аннексия, которой руководили спецслужбы и армия», — сказала педагог.
Сергей Меняйло заверил газету «Коммерсант», что фильм он не смотрел, но сделает это, когда вернется из Москвы. Губернатор отметил, что фильм с ним «никто не согласовывал» и о его существовании он узнал из СМИ. «Когда я узнал, что фильм представлял Михаил Родиков, я вызвал его к себе. Он показал мне письмо от соцслужбы. Родиков сказал, что фильм смотрел и не увидел в нем ничего криминального». «Если вы думаете, что это такой пиар, то я не настолько глуп»,— заявил губернатор.
Однако собеседник из управления образования рассказал ForPost, что Родиков действовал по директиве «сверху». Никто бы не позволил проводить массовое анкетирование в образовательных учреждениях без согласования с губернатором или хотя бы одним из его замов, отвечающего за безопасность. Сам Родиков не знает о содержании анкет и что учителей просят заполнять, в этом он признался ForPost в пятницу.
2 февраля Михаил Родиков разослал письмо (есть у ForPost) директорам дошкольных и учебных заведений с просьбой оказать содействие ООО «Научно-исследовательский институт ПР» в проведении социсследования. В нем говорится, что организация проводит в Севастополе исследование, которое направлено «на выявление настроения населения, определение оценки жителей региона двухлетнего периода своей жизни в РФ и событий "русской весны"». Жалобы на провокационное анкетирование от сотрудников школы, колледжа, детсада и дворца пионеров уже поступают в заксобрание Севастополя. Депутаты намерены пригласить Михаила Родикова для разъяснения ситуации.
Появление в СМИ информации с закрытого показа скандальной короткометражки об "аннексии памяти" выявило конфликт в команде губернатора Сергея Меняйло, окружившего себя несколькими группами технологов.
Волюнтаризм Меняйло во внутренней политике Севастополя грозит перерасти в третий по очереди международный скандал. Картина «4-я оборона Севастополя» чревата социально опасными последствиями. Чревата даже больше, чем попытка губернатора национализировать имущество иностранных инвесторов на винзаводе «Инкерман» или уничтожение археологической трассировки и назначение местного протоиерея директором заповедника «Херсонес Таврический», который находится под охраной ЮНЕСКО.
«Четвертая оборона» транслировалась в школе накануне резолюции Европарламента по демилитаризации Крыма от 4 февраля. Военная аннексия, показанная в фильме, в корне противоречит ходу событий в Севастополе и народному единству в феврале-марте 2014 года, а также позиции президента России по возвращению полуострова Крым в РФ.
Уральские пельмени для Сергея Меняйло
Главным рассказчиком фильма «4-я оборона Севастополя» выступил политолог Олег Матвейчев. По его версии, Олег Белавенцев «осуществлял военное и политическое руководство операцией» и, соответственно, принимал решение о том, кто в качестве публичной фигуры «будет выступать где-то там на митинге от имени народа». «Если бы не его решения, то фамилии так называемых героев мы бы и не знали. Героями он их назначал». «Не последнюю роль», уверяет политолог, сыграл и Сергей Меняйло.
Матвейчева называют имиджмейкером губернатора Севастополя, нанятого на средства экс-министра обороны Украины и строительного олигарха Павла Лебедева (партнера Меняйло и Белавенцева по фонду «Корсунь»). Меняйло и Матвейчев отрицают свое пиар-сотрудничество. Матвейчев также сказал «Коммерсанту», что не знает создателей «четвертой обороны». Но фирма, которая проводит закрытый показ и социсследования в госучреждениях, оформлена на соратника Матвейчева, политолога Константина Листратова. Они выступают на одних и тех же мероприятиях и экспертных площадках. В частности, используют РИА «Новый день», зарегистрированное в Екатеринбурге (бывшее РИА «Новый регион»).
Руководитель Центра социально-политических исследований и программ Сергей Поляков в разговоре с «Ъ» назвал Матвейчева выходцем из уральской школы PR, отличительной чертой которой считается пристрастие к «черным» политтехнологиям. Это любые технологии, которые направлены на очернение оппонента. Производиться, по словам господина Полякова, это может «легально — то есть от имени другого оппонента, или нелегально — через анонимные фильмы, листовки, фальшивые газеты». Господин Поляков не исключает, что господин Матвейчев мог «принять участие и в организации» фильма.
Еще одним уральским политтехнологическим звеном Сергей Меняйло обзавелся сравнительно недавно. Первый советник — бывший руководитель екатеринбургского отделения партии ПАРНАС Эдуард Журавлев. В социальных сетях Журавлев пытается напрямую не ассоциироваться с губернатором — возможно, для сохранения лица перед старыми товарищами по оппозиции. В то же время он активно выступает на стороне Меняйло, комментируя критические материалы о правительстве Севастополя, сопровождает градоначальника на мероприятиях для севастопольских СМИ. Второй официальный советник — Эдуард Коридоров. Ранее он работал в «Метинвесте» украинского олигарха Рината Ахметова (при экс-президенте Викторе Януковиче был одним из самых влиятельных политиков Украины, сейчас контролирует лишь часть депутатов Верховной рады и членов Кабмина). Коридоров сказал «Коммерсанту», что на работу его пригласил губернатор: «Предмет моей работы — возможная реализация нескольких масштабных проектов, связанных с развитием Севастополя». Губернатор же сообщил, что господин Коридоров «курирует вопросы связей с общественностью и взаимодействия со СМИ». Коридоров утверждает, что никакого отношения к фильму не имеет.
Обслуживая губернатора, группа Матвейчева и Эдуарды Журавлев-Коридоров находятся в публичном конфликте. Журавлев называет Матвейчева человеком Владислава Суркова (уволенного из администрации президента после многотысячных протестных акций в Москве). Журавлев уверен, что Сурков с помощью Матвейчева расшатывает ситуацию в Севастополе для возвращения в руководство администрации президента после выборов в Госдуму в 2016 году. В данный момент внутреннюю политику в России курирует Вячеслав Володин, занявший этот пост после ухода Суркова в правительство РФ.
Екатеринбургское РИА «Новый день», где часто публикуется Матвейчев, размещает компрометирующие Журавлева и Коридорова материалы. Авторы статей называют Журавлева «радикальным оппозиционером и антипутинцем». Коридорову вменяются в вину признания журналистам, что он имеет солидный опыт организации протестных митингов в России и, кроме того, одобрение трудоустройства в Одессе Михаила Саакашвили и Марии Гайдар. Не остался без внимания период работы Коридорова у олигарха Ахметова — «Новый день» сделал вывод, что новый советник губернатора Севастополя чуть ли не поддерживал украинскую АТО на Донбассе.
Журавлев и Коридоров также конфликтуют на аппаратном уровне с вице-губернатором по внутренней политике Евгением Дубовиком. По словам собеседника в правительстве Севастополя, у Коридорова есть желание занять место Дубовика — уральский специалист уже указал вице-губернатору на профнепригодность и пообещал сделать так, чтобы «"туземцы" (севастопольцы) покорились адмиралу Меняйло».
В руках Дубовика сконцентрированы все медийные губернаторские ресурсы: телеканал «ИКС», газета «Адмирал», РИА «Севастополь» и бюджеты на другие подведомственные и лояльные правительству СМИ. С осени 2015 года деятельность РИА «Севастополь» курирует советник Меняйло и вице-президент местных «Ночных волков» Феликс Черняховский.
Коридорова и Журавлева также называют одной из причин несостоявшегося увольнения пресс-секретаря губернатора Кирилла Москаленко. Собеседник в правительстве Севастополя утверждает, что Москаленко не захотел работать с новыми технологами в одной команде. Но Меняйло удалось уговорить Москаленко остаться "с повышением" — пресс-секретарь готовит для губернатора заявления на геополитические темы (Украина, Турция и т.п.) и сумел выстроить отношения с рядом федеральных СМИ, которые эти заявления публикуют.
У экспертов ситуация вызывает опасения. С одной стороны, заявления Матвейчева о «"майданутости" и украинском менталитете севастопольцев», демонстрация фильма, переписывающая историю Севастополя. С другой — неоднозначные портфолио Журавлева и Коридорова. Их перепалка и несогласованность действий под началом губернатора могут привести к социально опасным последствиям. Они буквально «провоцируют начало революционных движений в России с Севастополя».
Напомним, что Журавлев имеет опыт участия в протестных акциях движения ПАРНАС в Екатеринбурге. Матвейчев в 2010 году был уволен из администрации президента после 10-тысячного антиправительственного и антигубернаторского митинга в Калининграде. Калининградские журналисты говорят, что причиной увольнения Матвейчева из АП стали его доклады, в которых он успокаивал Москву и губернатора Бооса, что назревавшие в регионе акции протеста соберут не больше 500 человек.
По другой версии, координация разных групп технологов отстутствует из-за цейтнота, в который Меняйло, Лебедев и Белавенцев загнали сами себя. План блицкрига — за короткий срок дискредитировать команду Алексея Чалого в заксобрании — не оставил им времени разобраться в методах и технологиях нанятых специалистов. Делать «грязную работу» соглашаются не все, а из-за сжатости сроков на реноме, репутацию и очевидные ошибки советников никто не обращает внимания.
Последний, самый очевидный вариант, представляется и наиболее реалистичным: политтехнологи борются за влияние и контроль бюджетов на СМИ и пиар во время севастопольских выборов в Госдуму и муниципальные советы, которые должны состоятся осенью 2016 года.