Автошколы требуют пересмотреть новые правила сдачи экзамена на права

24-02-2016 14:14:48
Автор: Татьяна Никитина
Федерация объединений автошкол России просит пересмотреть новые правила проведения экзаменов и выдачи водительских прав – в частности, отменить ограничение по времени и разрешить инструктору сопровождать ученика в машине.

Соответствующие предложения федерация направила в министерство юстиции РФ, где сейчас находится на регистрации новый административный регламент МВД (обращение есть в распоряжении «Известий»). По мнению работников автошкол, в новом приказе есть противоречия действующему законодательству, а также просматривается потенциальная угроза коррупционной составляющей.

МВД России еще осенью 2015 года утвердило новый административный регламент по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Тогда документ был направлен в Минюст, и до сих пор он не был зарегистрирован.

Документом усложняется процедура проведения экзамена — например, в теоретической части, если допущена ошибка, придется ответить на пять дополнительных вопросов по этой теме, а на площадке увеличивается число упражнений. Также регламентируется время проведения всех этапов — на теоретический экзамен (20 вопросов) дается 30 минут, на экзамен в городе предусмотрено также 30 минут, а на автодроме лимитировано каждое упражнение, например, змейку нужно сделать за 2 минуты.

Президент Федерации объединения автошкол Татьяна Шутылева считает, что регламент нуждается в доработке.

«Мы запрашивали у МВД  окончательный вариант, чтобы с  ним ознакомиться, но так его  и не получили. Остается много вопросов, а нам надо сейчас так обучить слушателей, чтобы они были готовы к экзамену», — говорит она.

Как пишет федерация автошкол в Минюст, «некоторые нормы приказа противоречат действующему законодательству и содержат потенциальную возможность для возникновения коррупционной составляющей».

Во-первых, установление времени для выполнения упражнений может привести к «подкупу» принимающего экзамен, тем более что приказом не установлено техническое средство для измерения времени и требования к нему.

Кроме того, автошколы беспокоит нововведение, согласно которому запрещается присутствие инструктора в машине во время экзамена на площадке, поскольку это может привести к авариям.

«Пункт 112 Приложения 1 к Приказу, которым установлено, что при проведении экзамена присутствие в транспортном средстве каких-либо лиц, кроме кандидата в водители, не допускается, противоречит п. 2.7 правил дорожного движения, а также не обеспечивает безопасность во время приема экзаменов. В нашем распоряжении имеются документы, подтверждающие факты аварийных ситуаций во время проведения экзаменов на площадке, когда кандидат в водители находился один», — говорится в письме.

В федерации автошкол считают, что приказ не должен вступить в силу, пока не решен вопрос, на каких площадках будет проводиться экзамен, иначе получение прав станет труднодоступным для граждан. Сейчас в документе не предусмотрена возможность использовать материально-техническую базу автошкол, а разработчики приказа заявляли, что «порядок взаимодействия с автошколами, в том числе по использованию их баз, будет установлен другими нормативными документами».

Также регламентом устанавливаются сроки выдачи прав — 15 рабочих дней для категорий A и М и 30 дней — для остальных, тогда как сейчас, по утверждению федерации, прием экзаменов и выдача прав осуществляется в течение одного дня.

В Минюсте и МВД не смогли оперативно предоставить комментарий.

Вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов считает, что совершенствовать систему подготовки водителей и выдачи прав необходимо.

«Не секрет, что сейчас  многие имеют возможность получить  права, не обладая профессиональными  навыками, и с этой проблемой  надо бороться. Новички на дорогах не подготовлены, что приводит к авариям. Нынешняя  система больше готовит на площадках, а практической части  мало, нужно, например, отдельно учить  вождению в пробках», — говорит  он.

Дмитрий Клевцов опасается, что владельцы автошкол преследуют свои интересы, настаивая на поправках.

«Как надо обучать водителей, если к моменту сдачи экзамена, когда, по идее, он уже должен быть готов выезжать на дороги, автошколы сами опасаются сажать его за руль без инструктора? Как же они будут тогда ездить, получив права? — удивляется Дмитрий Клевцов. — С одной стороны, надо прислушиваться к профессиональному сообществу. Но коррупция возникает при сдаче прав и со стороны автошкол, и со стороны инспекторов. Часто автовладельцы жалуются на то, что в школах собирают средства якобы для гаишников, а оставляют себе. Понятно, что автошколы занимаются лоббированием своих интересов, усматривают для себя лазейки для дополнительного дохода.

Депутат Госдумы Ярослав Нилов считает, что новые правила можно будет доработать уже после того, как они вступят в силу.

«Этот приказ уже давно  обсуждается, и если его еще  раз пустить на доработку, то  процедура может затянуться еще  на несколько лет. Нужно уже  быстрее запускать новые правила  и потом в ходе реализации  анализировать, какие вносить поправки», — сказал он.


Показать полную версию новости на сайте