О том, что почти половина строений, примыкающих к печально известному 12-этажному зданию с апартаментами группы ARS (на городском сленге — «голубой унитаз») занимает землю незаконно, заявил сегодня на специально созванной для этого пресс-конференции в РИА «Севастополь» глава Управления земельного контроля города Севастополя Роман Шапошников.
«В ходе работы управления земельного контроля было выявлено, что часть зданий коммерческих строений площадью 2911 кв. м находится за границами землеотводов. Ранее юридическим лицам предоставлены земельные участки для строительства этих объектов. Они возведены, во времена Украины введены в эксплуатацию, но по каким-то причинам выходят за границы землеотвода. Правительством было принято решение о подаче искового заявления в суд в связи с явным ущемлением прав города», — прокомментировал он.
При этом чиновник не смог конкретизировать, какие именно сооружения из 6363 кв. метров застройки будут снесены. Землепользователем участков числится ООО «Мыс Хрустальный», при этом собственников у зданий много, но они ответчиками по делу не числятся.
«Примечаниям» удалось связаться с одним из них — собственником помещений, в которых располагаются известные всему городу ресторан Wine room и клуб Crystal music hall, Сергеем Жмудским (также известным как совладелец группы строительных компаний «Компромисс»). По телефону он сообщил «Примечаниям», что ему о сносе ничего не известно и что он сам узнал об этом из СМИ.
По словам Шапошникова, в ходе суда будет проведена экспертиза, которая и установит техническую возможность частичного сноса зданий. При этом сам «голубой унитаз» если и имеет нарушения, то «площади там незначительные — счет идет на десятки метров». То есть, как раз само здание, к которому у большинства севастопольцев есть претензии, как к не вписывающемуся в исторический облик города, похоже, останется на месте.
О том, что часть земли на мысе Хрустальном досталась застройщику в результате самозахвата, писали и говорили еще в украинские времена. При этом упоминались и совершенно абсурдные условия аренды для выделенных законно участков: 1,5 кв. м сдали на 25 лет по ставке 800 гривен в год (на 2002 год это составляло 160 долларов США). Потом перезаключили договор на 12 390 кв. м по цене 1900 гривен в год.
За прошедшие годы ни у кого эти вопиющие нарушения вопросов не вызывали. И вдруг — судебные иски.
Можно было бы порадоваться за работу нашего правительства: после приснопамятного сноса 16-этажки возле «Солдата и матроса» в 2014 году это — второй прецедент, когда в городе будут наказаны застройщики, нарушившее закон. Но в альтруизм и непредвзятость чиновников как-то не верится — и для этого недоверия есть основания.
В марте прошлого года директор ОАО «Группа компаний «ARS», чей логотип, напомним, сейчас красуется на крыше «голубого унитаза», Сергей Сологуб анонсировал проект по созданию на мысе Хрустальном яхтенной марины. По замыслу создателей проекта, специально оборудованная стоянка для яхт — а именно это понимается в современном мире под словом «марина» — будет располагаться в аккурат между «голубым унитазом» и молом, на территории оборудованного и дикого пляжа — в том числе на месте тех самых объектов, которые правительство в лице г-на Шапошникова сейчас требует снести.
Презентация выглядит более чем помпезно. При этом на предоставленном в СМИ эскизе роль яхт весьма второстепенна. Первое, что бросается в глаза — вычурные апартаменты, напоминающие по стилистике соборы византийской эпохи. Что ж, севастопольцам не привыкать: особенность застройки нашего города такова, что апартаментами в нем становится все — от реконструируемых общественных туалетов и «овощных магазинов» до «социальных аптек для малоимущих». Ничего удивительного, что и под словом «марина», судя по презентации одного из проектов, тоже предполагается в первую очередь строительство жилья у самого берега моря, в охранной зоне. Законодательство строить жилье запрещает, но если назвать жилье «мариной» — почему нет?
Кстати, судя по проекту, стоянка для яхт там тоже планируется. Возможно ли обеспечить в этом месте всю необходимую инфраструктуру: ремонт, заправку яхт топливом и водой, доступ к электросетям? И все это — в той же большой севастопольской бухте, где базируется Черноморский флот.
«Примечания» уже писали о том, почему брега российских морей не привлекают путешествующих яхтсменов. Главная причина — сложности с таможенным и пограничным оформлением судов, которые ждут путешественников в наших портах. И неразвитая инфраструктура.
Казалось бы, именно за создание такой инфраструктуры и ратуют «хозяева» проекта — люди именитые. В поддержку развития именно яхтенного туризма выступил и сам полпред президента Олег Белавенцев, которому давно уже приписывают связь с главным «скандальным» девелопером Севастополя, экс-министом обороны Украины Павлом Лебедевым. И оба они были замечены на мысе Хрустальном с директором «ARS-груп» Сергеем Сологубом.
В нашем городе в последнее время много говорят об инвестициях — так много, что слово «инвестор» стало уже почти ругательством. Однако директор «ARS-груп» рассчитывает на государственное софинансирование. На фоне пересмотра ФЦП федеральный бюджет все-таки готов выделить 4,5 млрд рублей на инфраструктуру кластера «Севастопольская гавань» до 2020 года. Этот проект, по нашим сведениям, числится в обновленной программе под номером 145.
Видимо, в этот жирный финансовый «кусок», который пока не расписан детально по объектам, и планируют вписать под видом яхтенной марины Сологуб и сотоварищи свои апартаменты. Очень выгодно для застройщика: земля, объекты инфраструктуры — за счет города, квартиры и номера по бешеным ценам — за счет застройщика.
Правда, как сообщил источник «Примечаний» в правительстве Севастополя, на мысе Хрустальном хотят развернуть и еще один яхтенный проект — под патронажем ЦСКА ВМФ. Для этого планируется привести в порядок существующий военно-морской яхт-клуб. Но его реализация лежит за рамками ФЦП.
Начальник управления земельного контроля Севастополя Роман Шапошников заверил журналистов, что, по его информации, никто по вопросу выделения земли под строительство «Севастопольской гавани» в правительство пока не обращался. «Управление [земконтроля] участвует в процессе формировании новых земельных участков, — заявил он. — Но к нам на согласование участки под яхтенные клубы и яхтенные марины не приходили в принципе».
Возможно, потому, что эта земля пока занята другими строениями, которые, несмотря на всю очевидность их незаконности, признаны таковыми лишь сейчас, через шесть лет после их возведения.
Что касается других участков, отданных в аренду на мысе Хрустальном, в том числе и тех, на которых в прошлом году правительство пыталось оборудовать перехватывающие парковки, Роман Шапошников сказал следующее: «В настоящее время мы направили акты обследования, в которых указано, что земельные участки не используются. И если это окажется основанием для расторжения договора, то департамент имущественных и земельных отношений может расторгнуть договора аренды. В районе Артбухты такие участки есть».
По словам г-на Шапошникова, смехотворная арендная плата, которая взималась с арендаторов за пользование землей, тоже в ближайшее время будет пересмотрена.