Напомним, режим ЧС на территории Белогорского и Раздольненского районов был введен 9 февраля после того, как вице-премьер республики Николай Янаки сообщил о вспышке африканской чумы свиней на основании гибели трех свиней в селе Ароматное. Он подчеркнул, что случай вируса зафиксирован лишь в одном из частных подворий, однако вскоре началась массовая конфискация свиней по всему району. При этом ветеринарная экспертиза животных на наличие вируса африканской чумы не проводилась.
За почти месяц карантина только по официальным данным в Белогорском районе было забито почти 9 тысяч свиней, о чем заявлял сам Сергей Аксенов. Уничтожение животных, чье заражение было всего лишь гипотетическим, вызвало акцию протеста в Симферополе 7 марта. Фермеры, потерпевшие за почти месяц карантина серьезные убытки, выступили с требованием отменить режим ЧС. По словам разводчиков скота, ни одного случая африканской чумы за все время карантина не было.
Вскоре это подтвердила и прокуратура, куда обратился один из фермеров, на частном подворье которого в начале февраля погибли несколько свиней. По его просьбе «Белогорский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр» и ГБУ РК «Региональная государственная ветеринарная лаборатория РК» 8 февраля, наконец-то, провели медэкспертизу. В результаты исследований вируса африканской чумы свиней в материале ДНК обнаружено не было.
То есть 9 тысяч свиней, судя по всему, были забиты совершенно напрасно. Сами фермеры подозревают в действиях властей корыстный умысел.
«Не имея никаких доказательств, что во всех регионах Крыма существует Африканская чума, нас заставляют отдавать все поголовье свиней для утилизации, — заявили во время пикета 7 марта фермеры. — Мы, простые люди, не верим в так называемую Африканскую чуму. Вполне очевидно, что наша власть хочет уничтожить частное свиноводство для того, чтобы ввозить на территорию Крыма мясо из других регионов России и получать от этого выгоду».
Эти подозрения не беспочвенны. И ладно бы еще из России — сегодня стало известно о намерениях бразильских бизнесменов создать в Крыму крупный комплекс по производству и переработке мяса.
«Совпадение? Не думаю».
О том, что карантин в Крыму могут создавать искусственно, неоднократно говорил и владелец ялтинского зоопарка «Сказка» и парка львов «Тайган» Олег Зубков, который тоже пострадал от действий крымских властей, из-за чего вынужден был уехать за границу.
«Еще в июне 2015 года Иванов В. В. [глава комитета ветеринарии республики Крым] мне неоднократно рассказывал об ожидаемых вспышках чумы свиней в Крыму, которые вот-вот появятся, — писал в своем блоге Зубков. — Причем из его рассказа я наглядно понял, что очаги будут созданы искусственно. Не сразу, но я понял, для чего вспышки чумы свиней нужны и выгодны г-ну Иванову. Все очень просто: как только будет объявлен карантин, все поголовье свиней в регионе может быть уничтожено. А значит, начнется массовый завоз свинины с материка, а это уже большие деньги для ветеринаров».
Олег Зубков предполагал, что за «карантином» стоит афера, но, видимо, не понимал, насколько крупная — если речь идет о заходе на рынок большой бразильской компании. А у бразильцев, кстати, накоплен очень большой опыт выдавливания с российского рынка российских же производителей мяса.
Поэтому сам факт заболеваний животных выглядит очень сомнительно. Все это больше похоже на попытку избавиться от мелких конкурентов, чтобы монополизировать рынок. Ведь если бразильцы действительно зайдут в Крым, то кроме них в регионе останется всего одна крупная компания по производству мяса — «Скворцово», а также свиноферма в селе Чистенькое. И принадлежат они бывшему министру сельского хозяйства Крыма Виталию Полищуку.