В школах Екатеринбурга детей-льготников кормят хуже, чем тех, за кого платят родители. Тревожные сигналы об этом все чаще поступают от родителей в адрес уполномоченного по правам ребенка и общественных организаций, например, таких как Уральский родительский комитет. «Это давно ни для кого не новость, — рассказала «URA.Ru» многодетная мама Анастасия. — Детей-льготников и кормят по-другому, и садят отдельно от "благополучных"».
«У нас в школе у каждого класса — свой ряд столов, последние один или два стола накрываются для "льготников", — рассказал восьмиклассник Алексей из многодетной семьи, обучающийся в гимназии на Уралмаше. — Есть компания девочек, которые там и едят. Мы, пацаны, просто берем и переставляем тарелки». По его рассказу, льготников и всех остальных кормят действительно по-разному.
«У льготников блюда проще, дешевле и калорийность меньше, — объясняет школьник. — Например, у платников пюре или лапша с мясом, а у нас — гречка с простенькой котлетой.
Напитки тоже попроще: допустим, у нас просто чай, а у платников — чай с лимоном. Или по субботам у всех сок, а у льготников — компот».
Схожая ситуация — в соседнем со Свердловской областью регионе. С начала 2016 года уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков посетил ряд школ, обращая особое внимание на организацию питания детей. «Во всех учреждениях бросилось в глаза разное меню, поскольку компенсация из бюджета не увеличилась, в то время как цены на продукты поднялись, — говорит детский омбудсмен. — В результате разница есть и в меню, и в порциях для разных категорий детей».
Методов отделения «богатых» детей от «бедных» несколько. Дети часто кушают вместе, но перед этим учителя объясняют им, где чье блюдо. «Если они приходят в столовую централизованно, то есть всем классом, учитель разъясняет буквально так: «Порции с помидоркой для тех, кому родители оплатили обед», — приводит пример Миков. — Иногда питание для льготников организуется во время отдельных перемен, это в свою очередь вызывает недовольство классных руководителей, поскольку для них это не очень удобно. Еще есть третий подход: например, в школе выдают талоны на льготное питание, и дети самостоятельно в любую удобную для них перемену подходят в столовую и обедают».
Эту же проблему фиксирует сегодня и его свердловский коллега. «Мы видим эту ситуацию, когда смотрим на организацию питания в школах, — рассказал "URA.Ru" уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков. — У одних лежит жареная колбаса, у других — красивая вкусная котлета. На наш взгляд, это действительно содержит элемент дискриминации. Конечно, я отношусь к этому отрицательно. Не должно быть такого: "Ты — налево, ты — направо"».
Причем, по словам Морокова, проблема касается в большей степени крупных городов, где расслоение общества сильнее. «Недавно мы были в Сосьве и Гарях, там такой проблемы нет: всех кормят одинаково», — рассказал омбудсмен. По его словам, результаты этих проверок войдут в спецдоклад об организации питания в школах, который сейчас готовится к публикации.
Родительский контроль
Разница в питании объясняется в первую очередь финансово. На питание школьников льготных категорий из средних и старших классов (малоимущие, дети из многодетных семей, дети-сироты, беженцы с Украины) выделяется 55 рублей в сутки (по постановлению главы администрации Екатеринбурга №177 от 08.07.2015, учащиеся младших классов при этом питаются бесплатно — за счет областного бюджета). Питание же тех, за кого платят родители, обходится дороже — от 65 до 80 рублей (1500-2000 руб./месяц).
«У нас есть питание и на 41 рубль, и на 55 рублей, и на 70-80 — меню подбирается персонально под каждую школу, — рассказал «URA.Ru» инженер-технолог ООО «Столовая №6», которая минувшей осенью «прославилась» благодаря скандалу в обслуживаемой ей столовой в школе №127 на Сортировке (где дети рассказали о сосисках с плесенью и сфотографировали кашу, прилипшую к тарелке). — Меню у льготников и всех остальных отличается, но не очень сильно. Основное блюдо, например, пюре с котлетой, готовится одинаково, просто у нельготников к этому идет еще, например, булочка или расстегай. Дети не ущемлены. Никакой дискриминации нет».
При этом «не для протокола» предприниматели признаются, что им приходится ужиматься и экономить, чтобы иметь хоть какую-то прибыль.
Зачастую экономия достигается банальным уменьшением порций, подчас — за счет закупки дешевых и не всегда качественных продуктов. Отказ от школьного питания был массовым явлением осенью, когда комбинаты школьного питания только «нарабатывали» схемы экономии. По словам многих родителей, чьи дети жаловались тогда на блюда, которые невозможно есть, сейчас ситуация выровнялась — во многом благодаря громким публикациям в СМИ и прокурорским проверкам. «Еда стала гораздо лучше после того, как начался контроль в результате ваших публикаций про питание в школьных столовых, — рассказала «URA.Ru» Алена — мама ученика из гимназии №9 Екатеринбурга. — По крайне мере ребенок больше не жаловался».
Очень эффективной оказалась и такая мера, как родительской контроль. По словамЕлены Овчинниковой, члена родительского комитета гимназии №2, написавшей в сентябре заявление об отказе от питания из-за постоянных жалоб ребенка на отвратительную еду, ситуация тогда и сейчас — небо и земля.«Мы сменили поставщика питания, после чего вместе с директором школы и заведующей столовой проанализировали, что едят дети, учли их вкусы, собрали пожелания от родителей и скорректировали меню, — рассказала родительница. — Это была огромная работа. Завстоловой пошла нам навстречу, и сейчас у нас нет никаких нареканий».
Можно не есть?
Однако сегодня, помимо качества школьной еды, родители сталкиваются и с другими проблемами. Например, тем, кто все же хочет отказаться от питания, не разрешают это сделать. «Классная руководительница говорит, что это невозможно, ссылаясь на распоряжение директора Арбузовой, — рассказала агентству мама девятиклассника Ивана из школы №67 Екатеринбурга. — Отказаться от питания можно, только если у тебя есть справка от врача, что у ребенка заболевание и он не может питаться обычной едой».
А в ряде случаев причиной становится та самая дискриминация в школьной столовой. «Родители приводят примеры, когда их ребенок, чувствуя унизительное положение, вообще отказывается от питания», — заявляет пермский детский омбудсмен Павел Миков.
Выход из ситуации, который предлагает его свердловский коллега, достаточно прост. «Может быть, кому-то покажется, что это бред, но мы предлагаем выдавать дотацию на питание для малоимущих деньгами, — говорит Игорь Мороков. — Сейчас эти деньги идут напрямую столовым, которые и распоряжаются ими, как хотят. А в нашем варианте все будут определять родители. Пусть они с детьми сами решают, как лучше тратить эти деньги, как питаться детям».
Второе предложение омбудсмена — уравнять все категории школьников. «Мы предлагаем установить всем норму питания на уровне льготников, — объясняет уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области. — Если на питание льготников выделяется 55 рублей, то все должны питаться на такую сумму. Если честно, наш анализ показал, что всех можно нормально кормить на эти суммы. Но рядом обязательно должна быть буфетная продукция, чтобы дети при желании могли докупить еды».