Чтобы понять, кто финансирует высшее образование в Германии и как удалось сделать его бесплатным, нужно знать две вещи. Первая: Германия является федеративным государством, состоящим из 16 автономных земель, которые самостоятельно определяют политику по делам образования и культуры. Вторая: система немецкого высшего образования, состоящая из 379 высших учебных заведений, где обучается 2,4 млн студентов, — это государственная система, и финансируется она государством. Существует небольшое количество частных образовательных учреждений, однако в них обучается менее чем 5% от общего числа студентов.
Противостояние между сторонниками и противниками платного образованияДо 1970-1971 гг. студенты вузов Западной Германии должны были платить за обучение 120-150 немецких марок в семестр. Для малообеспеченных граждан делались некоторые исключения, однако, в целом, образование было платным для всех.
Когда в 1960-х годах к власти пришла Социально-демократическая партия Германии, ее представители начали реформировать высшее образование. Был расширен доступ к высшему образованию для разных групп населения, и общее количество вузов было увеличено. Начиная с 1971 года правительство создает систему материальной помощи студентам и отменяет плату за обучение. Первоначально материальная помощь предоставлялась в форме грантов, затем половина шла в счет оплаты за обучения, половина в счет гранта.
Во время расцвета программы развития высшего образования в Германии в конце 1960-х, финансирование высших учебных заведений начало становиться неподъемной ношей для бюджета земель. Появились новые положения, регулирующие законодательство в сфере государственного высшего образования в Западной Германии. Тем не менее первый закон, вышедший в 1976 году, запрещал взимать плату за обучение.
В 1980-е в коалиционном либерально-консервативном правительстве шли разговоры о возвращении платы за обучение. Однако вопрос о том, приведет ли это к тому, что бюджеты земель будут меньше платить университетам, зашел в тупик.
90-е: платное образование возвращаетсяРеформы пришлось отложить на несколько лет после падения Берлинской Стены и объединения Германии, поскольку вся система высшего образования Восточной Германии требовала пересмотра и изменения. Новое обсуждение вопроса о введении платы за обучение началось в середине девяностых, когда стало очевидно, что это могло бы решить многие проблемы системы высшего образования Германии.
В конце 90-х противники платного образования сдались: была введена плата для так называемых долгосрочных студентов — тех, кто проучился на своей образовательной программе на несколько семестров дольше положенного срока, но так и не закончил университет.
В 2002 году, земли, которые находились под управлением консервативных правительств, обратились в суд, с требованием признать недействительным закон, запрещающий взимать плату за высшее образование, поскольку вмешательство во внутренние образовательные дела земли незаконно. В 2005 году Федеральный конституционный суд удовлетворил требование; сразу после этого высшее образование в 7 федеральных землях стало платным.
В 2006 году этот закон был окончательно отменен в процессе государственной реформы в Германии. В некоторых землях стоимость обучения превышала 500 евро в семестр, однако Берлин и восточные земли отказывались вводить оплату.
Превосходство и кризисТем не менее в рамках той же самой реформы земли объявили о своей полной самостоятельности в вопросах высшего образования. Это привело к тому, что Федеральное министерство образования и научных исследований Германии отказалось участвовать в программах совместного финансирования высших учебных заведений. Таким образом, у федерального министерства в распоряжении оказалась большая сумма, которая пошла на финансирование инициативы «Превосходство в науке». Эта программа, запущенная в 2005 году, предлагала группе университетов гранты на конкурсной основе, которые помогли бы вывести учебное заведение на рынок мирового образования.
Но это также значило, что в более бедных землях начались проблемы с финансированием высших учебных заведений. Проблемы также усугублялась тем, что большая часть менее развитых земель располагается в Восточной Германии, где, по общему решению правительств этих земель, образование было бесплатным, чтобы привлечь больше студентов.
Постепенная отменаВ последующие годы, после избрания в правительства земель представителей социально-демократической партии или партии зеленых, оплату за обучение в них вновь отменяли. В земле Гессен, например, образование было платным только один год. В конце концов, плата за образование осталась только в двух землях — Баварии и Нижней Саксонии. В конце концов, консервативное правительство в Баварии поддалось общей тенденции, и оплата обучения была отменена в зимнем семестре 2013-2014, Нижняя Саксония отменяет оплату в зимнем семестре 2014-2015.
Однако главы высших образовательных учреждений заявили министрам, что их университеты не смогут предоставлять образовательные услуги высокого качества, если потери в финансировании не будут компенсироваться.
Многие земли согласились выделять финансирование своим вузам — которое, однако, не сможет полностью покрыть недостачу — при условии, что эти деньги будут расходоваться исключительно на улучшение качества обучения. Министерства постановили, что студенты должны принимать участие в принятии решений о том, на какие цели будут расходоваться эти средства.
Как осуществляется финансирование сегодняСегодня все учреждения высшего образование получают средства от соответствующего министерства своей земли. Сумма утверждается на переговорах, которые проходят раз в год или раз в два года. Стандартная сумма может увеличиваться за счет дополнительных соглашений между ВУЗом и землей, относительно зачисления дополнительных студентов или компенсации денег, потерянных из-за отмены оплаты обучения.
Также существуют программы дополнительного финансирования, в которых принимают участие земли и федеральные министерства, направленные на стимулирование исследований в рамках «Превосходства».
Конечно, большинство образовательных учреждений считают, что средств, которые им выделяют, недостаточно. Возросло давление на преподавателей, которым теперь нужно искать дополнительные источники для финансирования исследований. Конкуренция на получение подобных грантов также увеличилась. Тем не менее, по сравнению с другими европейскими государствами, правительства земель в Германии очень щедры к своим университетам — они оплачивают до 80% их нужд. Кроме того, существуют различные источники внешнего финансирования.
Государство платит, но насколько его хватит?Несмотря на возросшую конкуренцию и финансовую отчетность университетов перед государством, в обществе преобладает мнение, что высшее образование — это государственная система, и она должна финансироваться государством. Отменив оплату обучения во всех землях, даже с консервативными правительствами, государство также выступило в поддержку этого мнения. Более того, федеральный министр образования и научных исследований Германии, представитель Консервативной партии, заявил, что уровень финансовой поддержки нуждающихся студентов существенно возрастет в 2016-2017 учебному году.
Однако объемы финансирования существенно различаются в зависимости от институциональных и региональных условий. Победители государственной инициативы «Превосходство в науке» уже получили и продолжат получать дополнительное финансирование, направленное на то, чтобы немецкие университеты заняли более высокие места в мировом рейтинге образовательных учреждений. В 2014-2015 учебном году в мировой рейтинг университетов Times Higher Education вошли 12 вузов Германии, на два больше, чем в предыдущий год.
Университеты в более бедных землях (в основном, в Восточной Германии) получают меньше денег, и зарплата их сотрудников обычно меньше, тогда как более богатые земли (в основном на юге страны) получают больше финансирования.
Споры по поводу необходимости оплаты обучения, которые приостановлены сейчас, могут вновь разгореться в будущем. Этот вопрос не был закрыт раз и навсегда. В возвращении оплаты заинтересованы как правительство, так и представители университетов, хотя и по разным причинам. Однако общество сегодня не поддерживает эту инициативу. Если настроения изменятся — а соответствующие консультативные органы и научно-исследовательские центры уже работают над этим — платное образование может вернуться.