На первый взгляд, состояние памятника не вызывает тревоги. А теперь давайте подойдём ближе и всмотримся пристальнее. Начнём с обращённой к морю тыльной стороны пьедестала.
Надпись «…на Малаховом кургане» отошла от гранита. Посмотрите на буквы «В» и «Е»: они были отломаны и затем грубо приделаны назад. То же с буквой «Е» в слове «ранен». Видна первая утрата: закрывающая скобка после слова «бастионе». Но больше всего пострадали многофигурные горельефы, которые служат подлинным украшением памятника и всегда привлекают внимание туристов.
Беседа с матросами. Разница между старым и современным видом горельефа
Рельеф, обращенный в сторону Приморского бульвара, называется «Беседа Нахимова с матросами». Один из комендоров, подняв правую руку, сжимает в ней пустоту (4-я фигура справа). Изначально там был банник — принадлежность для чистки канала ствола пушки. Загибаем пальцы: вторая утрата.
С лицевой стороны памятника расположен рельеф «Синопский бой».
Синопский бой. Разница между старым и современным видом горельефа
Обломанные сабли у Нахимова и второго офицера, два банника и даже барабанные палочки — таковы потери в сражении с благодарными потомками. Встречи с таким «неприятелем» Павел Степанович вряд ли ожидал. Здесь можно насчитать девять недостающих элементов. Наклонившиеся к орудиям матросы держали в руках пальники (приспособления для поджигания порохового заряда в пушке) — один из них пропал, а бронзовый огонек со второго был скручен уже через несколько лет после установки монумента (судя по одной из любительских фотографий 1966 года).
Четвертый бастион. Разница между старым и современным видом горельефа
Рельеф «Четвертый бастион» тоже пострадал: обломаны четыре ружья и сабля, утрачен банник. Обращает на себя внимание, что многие из уничтоженных деталей довольно толстые: чтобы их сломать, нужно немалое усилие, это не могло произойти случайно. В целом на монументе недостает не менее 17 элементов, нуждаются в закреплении буквы на тыльной стороне пьедестала и цепь одного из якорей.
Бронзовые защитники Севастополя сегодня сами нуждаются в нашей защите. Город обязан восстановить памятник. Вероятно, новые банники и ружья вскоре тоже будут сломаны. Это не имеет значения. Наш долг восстанавливать их вновь и вновь. Благодарим Морскую библиотеку в лице директора Л.М. Щербакова за предоставленные иллюстрации из книги «Памятник адмиралу Нахимову в Севастополе. Скульптор народный художник СССР Н.В. Томский» (1960).