Вход на Максимку хотят сделать платным

21-03-2016 14:25:13
Автор: Татьяна Никитина
Более 95% построек, которые были возведены на усадьбе градоначальника Максимова около ста лет назад, разрушены. В оставшихся развалинах зияют огромные трещины. Погибают редкие деревья, а источники более двадцати лет никто не чистил. Чтобы Максимова дача н

Вопросы о судьбе Максимки периодически поднимаются в Севастополе с послевоенных времен — примерно раз в десятилетие. В конце 50-х здесь хотели создать Севастопольский ботанический сад и даже заложили новый парк, который был мгновенно вытоптан и съеден пасущимся здесь скотом.

В 60-х городское общество охраны природы заинтересовалось видовым разнообразием растений парка. Экологи насчитали около 80 видов деревьев, 150 видов кустарников — представителей не только крымской флоры, но и экзотов, привезенных из других частей света.

В середине 70-х севастопольским филиалом КрымНИИпроекта была разработана планировка столь необходимой Севастополю зоны отдыха на Максимовой даче. Она предусматривала восстановление усадьбы, малых архитектурных форм парка, строительство инфраструктурных сооружений на 113 га площади. Но даже в советское время на реализацию проекта не нашлось денег.

В 1985 году Максимова дача была объявлена памятником архитектуры местного значения. Но наступившие за этим времена перестройки, переломные 90-е и алчные нулевые показали, что до Максимки в Севастополе никому по-прежнему нет дела. А ведь когда-то эта усадьба занимала почетное место в списке самых красивых парков Крыма — наряду с Ливадийским, Воронцовским и Форосским парковыми ансамблями. 

И вот, похоже, у парка появился шанс. Новые власти признали его особо охраняемой природной территорией (ООПТ). И даже готовы потратить на возрождение усадьбы немалые деньги. А инициативная группа экологов, много лет продвигающая идею возрождения Максимовой дачи, создала общественный совет при Севприроднадзоре и активно отстаивает свое видение будущего этих территорий.

По замыслу общественников парк должен быть закрытым: его необходимо обнести забором, а по территории проводить платные экскурсии.

«Здесь мы могли бы создать туристический центр, который не имеет у нас в городе аналогов, — сказал секретарь общественного совета при Севприроднадзоре, кандидат биологических наук Лилия Бондарева. — У нас все памятники связаны с военными событиями в истории города. Здесь тоже есть исторический пласт: от курганов до самой личности создателя парка Максимова, революции, Великой Отечественной войны. Но можно развить еще второе направление — экологический туризм, который у нас плохо развит. У нас этот вид активности в основном представлен палаточными лагерями. А в республике Крым доход приносят экскурсии по экологическим тропам. И такие тропы мы могли бы здесь создать, а город мог бы получать прибыль».

По мнению экологов, для обслуживания парка нужно создать специальный ГУП или МУП. У парка должна быть отдельная администрация. Отдать территорию в ведение ГУП «Благоустройство города «Севастополь» специалисты считают плохой идеей.

«Это самый старый парк, он имеет историческое значение, поскольку деревья здесь посажены более ста лет назад. Здесь имелась определенная ландшафтная структура, и мы знаем по историческим сведениям, что здесь было более 1500 видов растений. И многие из них сейчас утрачены. И статус ООПТ накладывает определенные обязанности при выполнении работ. Самовольное восстановление стен и высаживание растений, как это происходит сейчас, недопустимо. Нужен проект и специалисты, которые способны его воплотить. Коммунальное предприятие здесь не справится, не хватит квалификации», — утверждает Бондарева.

Но первоочередная мера, как считают экологи, которая должны быть принята уже сейчас — это установка знаков, запрещающих проезд на территорию Максимовой дачи. С такой инициативой общественники планируют обратиться к ГИБДД.

Приезжающие на Максимову дачу машины наносят непоправимый вред и оставшимся элементам архитектурных сооружений. Под колесами любителей пикников треснул мостик, соединяющий борта балки, по дну которой раньше текла вода с хутора Лукомского.

Треснувший мостик, по которому идет дорога к полянам для пикников

В сводах искусственного грота, созданного для обслуживания водосбора источника, тоже появились трещины. А ведь прямо над этим гротом проходит асфальтовая дорога, и сам грот служит для нее опорой. Рухнет грот — провалится и дорожное полотно. Но, несмотря на угрозу, по дороге несколько раз в день проезжают груженые КамАЗы.

В источниках Максимовой дачи не только набирают воду для собственных нужд, но и устроили водозабор для лежащего ниже по балке дачного кооператива. Теперь бассейны не набираются даже наполовину, хотя ранее они были полноводными, а вода в них — прозрачной. Еще 30-40 лет назад в бассейнах любили купаться севастопольские мальчишки. Теперь близ бассейнов севастопольцы моют свои машины, оставляя на земле грязные масляные лужи и сливая отработанную воду с моющим средством обратно в бассейн.

Останки архитектурных сооружений облюбовали подростки  и бомжи. Замшелые камни покрывает кричащее граффити. У старинных стен роют каверны «черные» археологи. В одном месте они разрушили стену, чтобы вырыть огромную яму, на дне которой обнаружили лишь ржавую арматуру. И теперь весь этот натюрморт застыл безмолвным памятником нашей безответственности.

Но главный бич Максимовой дачи — бесконечные свалки. Они везде: по обочинам асфальтовой дороги, у каждого кострища и сложенного из известняка импровизированного мангала, в недрах развалин. Кажется, эти горы отходов становятся такой же частью ландшафта, как и развалины домов и поникшие столетние деревья в парке. Чтобы вывезти весь мусор, потребуются поистине титанические усилия. И воля, которой у нынешних властей просто нет — мусор, к сожалению, скоро поглотит не только Максимку, но и более оживленные районы города.

В последние годы к Максимке вплотную подползла застройка: подступы к парку оккупировали дачные кооперативы. А один из них даже был размежеван в самом устье балки, но общественность вовремя спохватилась и остановила процесс выделения земли. Однако некоторым небедным севастопольцам удалось построить свои «домики» в непосредственной близости от развалин. И поговаривают, сделали они это незаконно. Только кто же теперь разберет?

Максимову дачу однозначно нужно спасать. И правительство Севастополя включило ее в список приоритетных объектов, на которые будут потрачены выделяемые в рамках ФЦП по развитию туризма 11,4 млрд рублей. Эти деньги попадут в Севастополь до 2020 года. Наш источник в правительстве сообщил, что на саму Максимку могут потратить около 600 млн рублей. Сумма немалая, и ее должно хватить на самые амбициозные проекты.

Многие севастопольцы относятся к идее восстановления усадьбы скептически. У нас в городе катастрофически не хватает доступных общественных пространств и зеленых зон. Может, пора задуматься о местных жителях, а не строить планы по поводу мифических туристов, которые начнут выстраиваться в очередь, чтобы увидеть усадьбу-новодел?

Стенка, пострадавшая от рук черных археологов

Образ современной Максимки прочно засел в сознании горожан: этот живописный, но заброшенный парк стал излюбленным местом для прогулок с детьми, походов выходного дня и посиделок с шашлыком. Инициаторы возрождения парка говорят, что предусмотрели в проекте зону для мангалов в соседнем сосняке. Там оборудуют места, будут за ними ухаживать, а за вывоз мусора и прочие услуги администрация парка будет взимать плату.

А эта стена пострадала от несанкционированной парковки

Но будет ли она разумной? Ведь во многих популярных местах отдыха близ Севастополя за аренду столика и мангала берут с отдыхающих от 1,5 до 3 тысяч рублей в день. Сумма немалая, за эти деньги можно купить до 10 кг мяса. Когда Максимку обнесут забором и станут взимать деньги за проход, многие и так не слишком обеспеченные севастопольцы сюда попросту не смогут приехать. Однако если этот путь станет для Максимовой дачи единственной надеждой на спасения от незаконной застройки и превращения в гигантскую свалку, мы обеими руками голосуем «за».


Показать полную версию новости на сайте