Закон предполагает утверждение правил раздельного сбора коммунальных отходов и вводит понятие «региональный оператор». В то же время, как отметили несколько депутатов, он содержит положения, которые в нынешних условиях работать не будут.
«В основу документа положен принятый ранее федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», — сообщил депутат Александр Караваев. — Федеральный документ касается лицензирования видов деятельности, вводит понятие «региональный оператор», которое подразумевает некую монополизацию в этой сфере деятельности. Против принятия таких изменений резко выступили такие структуры, как Минэкономики и Федеральная антимонопольная служба, но закон был принят, и его надо исполнять. В связи с серьезными нестыковками, срок утверждения подзаконных актов продлен до 1 июля. Нам не стоит торопиться с принятием этого закона, нужно подождать июля».
Такого же мнения придерживается депутат Михаил Чалый.
«Законопроект предполагает выбор регионального оператора сроком на 10 лет. Фактически на этот срок он становится монополистом. Именно поэтому его нужно выбирать тщательнейшим образом, чтобы прекратить в городе «мусорные войны». В основу выбора оператора должен быть положен принцип конкуренции, чтобы невозможно было стать оператором путем «захождения в кабинет высокого исполнительного руководителя», договорившись с ним «по-тихому».
С резкой критикой законопроекта выступил и вице-спикер законодательного Собрания Александр Кулагин. Свою точку зрения парламентарий объясняет тем, что представленный законопроект является набором отсылочных норм на федеральный закон.
«В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении мое мнение подтвердила прокуратура. Сегодня авторы доработали закон, но по сути ничего не изменилось, кроме как разделение полномочий. Закон наполнен статьями, которые никогда не будут работать, потому что это не правовые нормы, а общие обещания», — сказал вице-спикер.
По мнению Александра Кулагина начинать менять положение дел в сфере обращения с отходами следует с формирования концепции и презентации горожанам новой системы очистки города.
Автором непринятого законопроекта является депутат ЗС Илья Журавлев, ранее покинувший пост коммерческого директора ООО «КП Чистый город», отношение к мусорному бизнесу все же имеет.
Как сообщают открытые источники, единственным владельцем данной компании является супруга депутата — Наталья Владимировна Журавлева.
В случае если документ в данной трактовке был бы принят, только одно местное предприятие может реально претендовать на статус регионального оператора — ООО «КП Чистый город».
Олег Николаев, создатель общественного движения против мусора и несанкционированных Sevsvalki.net, согласен с тем, что Севастополь ждет мусорного закона уже 11 лет. Но этот вариант законопроекта столь затянувшихся ожиданий не оправдывает.
«Грамотно составленный закон действительно может стать первым шагом в ликвидации всех несакционированных свалок на территории Севастополя, — рассказал Николаев «Примечаниям». — Но сейчас мы имеем пустой формуляр, который правительство и не указанный, но уже уполномоченный орган смогут сформировать под себя так, как сочтет нужным. Из документа, например, совершенно непонятно, как именно будет контролироваться деятельность регионального оператора и какие штрафные санкции будут вменяться за некачественно выполненную работу. Зато четко прописано, что работать он будет не менее десяти лет.
Кроме того, по словам общественника, открытым остается множество вопросов.
«Как будет решаться вопрос с частным сектором, где договора на вывоз мусора заключены едва ли у половины домовладельцев? Кто будет нести ответственности за переполненные баки и замусоренные леса? В чьи обязанности входит нормальное обустройство контейнерных площадок? Будем ли мы и дальше складировать мусор на полигоне ТБО, по сути перекладывая мусор из одной точки в другую?».
Подробнее о «мусорной войне» в Севастополе читайте в материале «Севастополь не будут убирать еще 10 лет».