Название нового фильма позволяет предположить, что это своего рода работа над ошибками: «Герои Севастопольской весны». «Чем больше мы общались с участниками событий февраля и марта 2014 года, тем отчетливее понимали: у каждого своя Русская весна», — говорит закадровый голос. Сам факт, что весна названа «Русской», а не «Крымской», не может не радовать: мы в «Примечаниях» тоже были бы рады видеть Крым частью не сложившейся Новороссии. Но вот фраза о том, что у каждого эта весна своя, при всей ее бесспорности, вызывает подозрения в избирательности толкования.
Спикеры в фильме отчасти те же, что и в «4-й обороне» — командир 13-й роты самообороны Виктор Мельников и его подчиненные. Напомним, почти два года назад они выступили против кучки приезжих радикалов, размахивавших украинскими флагами и желто-голубыми лентами у памятника Шевченко, это исторический факт. Но почему бы тогда не упомянуть и о народной дружине «Рубеж», которая в 2014 году штурмовала украинские воинские части и задерживала провокаторов в местах голосования на референдуме? Наверное потому, что у авторов фильма «своя Русская весна».
Новый фильм сделан гораздо аккуратнее прежнего. «Заменителем Чалого» на этот раз стал бесспорный исторический персонаж: символом Русской весны изображен глава Крыма Сергей Аксенов. В отличие от Меняйло и Белавенцева, которых в феврале-марте 2014 года никто из севастпольцев и крымчан не видел и не слышал, Аксенов действительно одно из главных действующих лиц весны 2014-го. Правда, к Севастополю он не имеет отношения.
А что же тогда Алексей Чалый? Как же так снова получилось, что забыли про народного мэра, которого около 30 тысяч севастопольцев, стоя на площади, единогласно выбрали руководить городом в то непростое время?
В новом фильме Чалого пару раз таки показали — один раз экс-спикер появился мимоходом среди толпы в архивной съемке установки памятника Екатерине II в Севастополе. Второй раз — в кадрах с исторического митинга, когда присутствие народного мэра, видимо, просто нельзя было игнорировать.
Особое наслаждение доставляет фрагмент, когда авторы фильма стыдливо заглушают скандирующую толпу угрюмой музыкой и закадровым голосом. Как же не заглушить — ведь по губам видно, что скандирует толпа одно слово: «Чалый».
В общем, кампания по подмене героев и ключевых фигур Русской весны в Севастополе продолжается. Создатели фильма, как и в «4-й обороне», продолжают считать целевую аудиторию лишенной собственного мнения, манипулируемой массой. Хотя каждый, кто пережил февраль и март событий 2014 года, вне зависимости от политических взглядов, помнит, кто тогда возглавил Севастополь и повел его в родную гавань.