Корреспондент NDNews расспросил министра курортов и туризма республики Сергея Стрельбицкого о том, как сегодня выглядит программа создания в Крыму туристических кластеров. Начали с Ай-Петри.
Министр удивился: «Что за кластер на Ай-Петри? Вы имеете в виду Бахчисарайский кластер, дорогу с Соколиного на Ай-Петри?» Тут удивился коррепондент: «Имею в виду горнолыжный курорт на Ай-Петри...» — «У нас такого кластера нету!» — уверенно заявил Стрельбицкий.
Напомним, о планах создания кластера «Горы здоровья и море впечатлений» было объявлено полтора года назад. Суть проекта — создании горнолыжного круглогодичного туристического комплекса с сетью канатных дорог на северных склонах горы Кемаль-Егерек и горы Лопата. И хотя в программе местом расположения будущей лыжни указывался Бахчисарайский район, Кемаль-Егерек (буквально — место, куда Кемаль гоняет овец) является высшей точкой Ялтинской яйлы, и добраться туда проще и ближе именно из Ялты. Рядом возвышается и Лопата. Общий объем финансирования из федерального бюджета предполагался в сумме 270 млн руб., половину из которых должны были выделить в 2015 году.
Плато Ай-Петри является не только крупнейшим водосборником Южного берега Крыма, но частью Ялтинского горнолесного заповедника, то есть там по закону всякая хозяйственная деятельность запрещена — об этом настойчиво напоминали экологи, которых, как обычно, не слышали... Тем более, что в августе 2014 года правительство РФ одобрило ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», в которую закладывалось 28 миллиардов рублей непосредственно на создание инфраструктуры 6 туркластеров.
«Четвертой зоной отдыха станет кластер «Горы здоровья и море впечатлений» в Бахчисарайском районе Крыма, здесь намечено создание горнолыжного комплекса, объем финансирования — 270 миллионов рублей», — писали тогда РИА «Новости». Но, видимо, у Ай-Петри нашлись другие защитники: успешно поработало сочинское горнолыжное лобби. Потому что теперь, по словам Стрельбицкого, «рабочий кластер» — это дорога на Ай-Петри со стороны Бахчисарая, ее строительство вошло в список мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП), «все нормально».
Отметим, что 7 млрд рублей из федерального бюджета (на 2015 год — 390 млн) планировалось освоить по теме «Полеты во сне и наяву... в страну легенд, вина и солнца». Как нетрудно догадаться, речь шла о Коктебеле.
О производстве вина и коньяков из здешнего винограда надо говорить отдельно, но программа кластера предусматривала создание на горе Клементьева, где особенный ветер, потому ее используют для полетов планеристы, дельтапланеристы, парашютисты и прочие экстремалы, Центра развития воздухоплавания. У подножия горы планировалось поле для гольфа, а в Двуякорной бухте — собирались организовать яхтенную марину.
В гольф сразу никто не поверил — вряд ли сильный ветер способствует игре. Тем более, что в Крыму были примеры раздачи земли под гольф-клубы (а подобная структура требует больших площадей), но у этих решений почему-то всегда оказывалось второе дно — ни один не был сооружен. В Двуякорной бухте решено возродить военный завод «Гидроприбор», то есть проект двухлетней давности, если и не канул в воду, то точно изменился.
В Минкурортов, похоже, не помнят и об этих грандиозных планах. «На сегодняшний день все шесть кластеров находятся в работе! Ничего не пересмотрено, все мероприятия остались без изменения. По Черноморскому кластеру есть объекты, на которые потребовалось больше денег, поэтому администрация приняла решение часть объектов убрать, чтобы сделать в полном объеме один», — пояснил Стрельбицкий.
Такая переброска денег, по его словам, не влияет на общие подходы к созданию кластерной системы. Но 2015 год прошел, и никто не отчитался о вложенных в кластерные проекты деньгах, о начатых инвестиционных проектах...