Город рантье и моряцких жен. Каким увидели Севастополь московские архитекторы

25-03-2016 15:28:55
Автор: Антон Седнин
Большая часть трудоспособного населения города не работает, так как значительная доля горожан обеспечена квартирами и сдает их в аренду, а многие заняты в сфере торгового мореплавания. Об этом во время презентации в правительстве города заявили разработчи

В городском правительстве презентовали концепцию генерального плана развития Севастополя. В основу проекта, которым занимались Институт Генплана Москвы, архитектурное бюро «Остоженка» и Институт территориального планирования «Урбаника», легли представленные в прошлом году концепции пространственного развития Севастополя.

Концепция была представлена в рамках второго этапа создания генплана для обсуждения, пояснили ее разработчики. По словам первого заместителя директора «Остоженки» Андрея Гнездилова, «многие вопросы являются дискуссионными, и мы их выносим сегодня, чтобы узнать реакцию и правильно отреагировать в самом генплане, в большой разработке».

Развитие города по шести приоритетным направлениям

Разработчики концепции генплана выделили на территории города три ландшафтные зоны — южную, корабельную и северную. Они сказали, что цель генплана для развития города — «структурная связь разделенных частей города и образование ясных природных выходов к морю вдоль балок».

Кроме того, по мнению разработчиков, территорию Севастополя необходимо пространственно разделить с точки зрения структурной направленности на гражданскую, военную и промышленную зоны.

«Доля участия Черноморского флота в экономике Севастополя с советских времен снизилась, тем не менее этот приоритет развития остается. Нам необходимо пространственно несколько разделить функцию гражданскую и военную», — сказал представитель Института Генплана Москвы Максим Перов.

Эксперты отметили шесть приоритетных направлений развития социальной сферы города — «туристический центр» с приоритетом военно-патриотического туризма, «военный город», «университетский центр», «Севастополь — второй дом», «сельскохозяйственная пищевка» (авторское виноградарство и морепродукты), «морской порт и логистика». Для их развития, добавили разработчики, есть достаточно крупные предпосылки.

Рынок апартаментов курортной направленности

Одной из главных задач в сфере создания в городе единой туристической инфраструктуры архитекторы видят строительство гостиниц, которых «сегодня явно не хватает», а курортную сферу предлагают вынести на Северную сторону, здесь же планируется выделить зоны для развития авторского виноградарства и виноделия как приоритетных сельскохозяйственных направлений.

Строительство апартаментов разработчики концепции генплана Севастополя связали с созданием рабочих мест сезонного характера по примеру западного опыта, но присутствовавшие чиновники не согласились с таким подходом. По мнению заместителя губернатора Севастополя Алексея Еремеева, «строительство апартаментов не оптимизирует рост рабочих мест», поскольку такая сезонная занятость создает пиковые нагрузки на инфраструктуру города, что неоправданно, поскольку по окончании сезона человек уезжает, коммунальные ресурсы уже не потребляет, а нагрузка на содержание сети остается.

«Может, имеет смысл вести разговор о строительстве жилья премиум-класса? И в случае если кто-то его приобретает для сезонного проживания, то он несет потом высокую расходную нагрузку на содержание (жилья — прим.), поскольку возникает кадастровая стоимость, налоги. Вопрос в том, насколько мы рационально распоряжаемся земельными ресурсами города», — задумался Еремеев.

По мнению разработчиков концепции, большая часть трудоспособного населения Севастополя не представлена сейчас на рынке труда, так как значительная доля горожан просто сдает в аренду жилье, и большой процент жителей заняты в сфере торгового мореплавания. По оценкам архитекторов, к 2035 году количество работающих горожан должно достигнуть 220 тысяч человек, что повлечет рост налогооблагаемой базы, при этом население города к 2035 году увеличится до 511 тысяч человек.

Первый замдиректора архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов и представитель Института Генплана Москвы Максим Перов также отметили высокую жилищную обеспеченность севастопольцев по сравнению с жителями других городов России, но высокие цены на рынке первичного и вторичного жилья требуют увеличения капитализации территории и активизации жилищного строительства.

До 2035 года, спрогнозировали архитекторы, жилищный фонд в городе увеличится до 38 квадратных метров на человека — для этого необходимо ускорить темпы строительства жилья, в том числе за счет курортных апартаментов. Максим Перов считает, что рынок апартаментов весьма перспективен, поскольку второе жилье пользуется сегодня большим спросом, и «этот инвестиционный поток, который идет сегодня от физических лиц, необходимо поддерживать».

«Если добавить еще строительство апартаментов, которое носит направленность чисто курортную, в год будет строиться порядка 300 тысяч квадратных метров (жилья), что вполне сопоставимо с теми темпами, которые были несколько лет назад в Севастополе. Здесь строительная база, мы считаем, для этого есть», — уверен Перов.

Слабую транспортную систему усилят рокадами

Слабый транспортный каркас города разработчики концепции генплана Севастополя предложили дополнить рокадой от Камышовой бухты — через Инкерман — до Симферопольского шоссе. Усиление дорожных связей между разными частями города позволит сократить время передвижения с 50 минут до 30 минут от Северной стороны до улицы Летчиков, уверены архитекторы.

Они предложили начать решение проблемы транспортной перегрузки Севастополя с завершения реконструкции двухуровневой развязки на Пятом километре и строительством первого этапа главной рокады от проспекта Генерала Острякова до проспекта Генерала Мельника и прибрежных рокад вдоль бухт Круглая, Камышовая и Стрелецкая.

Также специалисты предложили соединить Северную и Южную стороны города мостом через бухту Южную — идею поддержали члены местного правительства, попросив уточнить источники финансирования строительства. Вице-губернатор Алексей Еремеев признался, что «городской бюджет в сегодняшнем формате совершенно точно не обеспечит финансирование моста».

Промышленный центр — ресурс для новых функций

Архитекторы изложили и видение развития промышленности Севастополя: согласно представленному ими плану, комплексы объектов промышленности стоит расположить в Камышовой бухте, на территории бывшего завода «Муссон» и на индустриальной территории в районе улицы Хрусталева. Специалисты отметили, что сегодня не используется (по предварительным подсчетам) примерно около 20 процентов всей промзоны города, а это «большой ресурс для развития новой функции на этих площадях».

В целом основными точками роста и развития являются морской порт, территория «Муссона», индустриальная зона, а также новый район на Зеленой горке, «который может стать как новым жилым районом, так и административно-деловым центром».

Разработчики концепции генплана Севастополя уверены, что морпорт может стать логистическим узлом и резервным перевалочным пунктом, мощности по переработке которого через 10–15 лет могут достигнуть 40 миллионов тонн грузов в год.

А вот на условно обозначенной территории «Муссона» специалисты предложили обустроить градоподобную территорию с улицами различных категорий и прохождением главной рокады.

Исторический центр недоосвоен

Существенные изменения, согласно концепции генплана Севастополя, претерпит центральная часть города: помимо реконструкции 24-го и 54-го судоремонтных заводов, предлагается перенести Севморзавод в Инкерман или на Северную сторону, а на его территории развить административно-деловой центр.

Одним из первых мероприятий реконструкции центра станет создание парка на территории от мыса Хрустальный до южного оградительного мола. Также архитекторы предложили создать полуторачасовой пеший путь на 4,5 километра от Херсонеса до Малахова кургана.

«Мы считаем, что это очень важная составляющая туристической познавательной жизни в историческом центре», — убежден первый замдиректора архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов.

Кроме того, авторы концепции генплана Севастополя не согласны с определением территориальных границ этого исторического поселения федерального значения: «Здесь нужно более внимательно отнестись к тем регламентам, которые предложены, и к границе этой территории, которая не везде совпадает с нашим видением, но все возможно и в качестве редактуры поправить». Специалисты отметили и нелогичность существующего административно-территориального деления.

Депутаты новую концепцию Генплана не одобряют

По мнению главы постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслава Горелова, представленный проект сильно отклоняется от тех концепций, которые обсуждались в Севастополе весной 2015 года.

«Я к этому отношусь пока очень насторожено», — сказал Горелов.

Он убежден, что начинать реконструкцию центра города необходимо с вынесения административно-деловых структур за пределы исторической части Севастополя, без этого «мы не увидим перспективы города». 

«Я не услышал ответа на вопрос в отношении административно-делового центра. Мне кажется, что Севастополь перегружен с точки зрения административных зданий, и бесперспективно размещать их здесь дальше», — добавил парламентарий, отметив, что здание заксобрания, например, было бы правильнее отдать под учреждение культуры или образования.

Вячеслав Горелов скептически воспринял и предложение архитекторов перенести Севморзавод из исторической части города на Северную сторону или в Инкерман. По мнению депутата, Севастополь – не тот город, который должен непременно следовать архитектурному опыту Лондона или Санкт-Петербурга, как предложили разработчики концепции генплана. 

«Полагаю, что Севморзавод должен оставаться на том месте, где он есть, — говорит он. — Вынос будет сопровождаться реконструкцией этой территории, являющейся частью видовых пространств, которые включены в приложение приказа Министерства культуры России (о придании центру города статуса исторического поселения федерального значения. — Ред.)», — подчеркнул руководитель постоянного комитета закса. 

Что касается предложения по увеличению количества курортных апартаментов на Северной стороне, Горелов отметил, что он не понимает, для кого будет предназначена коттеджная застройка и какая от нее будет польза севастопольцам: «У нас есть разные представления (с архитекторами, презентовавшими концепцию Генплана. — Ред.) о пользе и вреде апартаментов. Возможно, разное представление, о том, что такое апартаменты». 

Кроме того, главу градостроительного комитета огорчило вольное отношение авторов проекта генплана к решению Минкульта РФ дать центру городу статус исторического поселения федерального значения: «Это не подход, когда говорят о том, что допущены ошибки и их надо исправлять, — заявил депутат. — Я полагаю, что приказ Министерства культуры РФ должен быть принят за основу, — и все остальное должно выстраиваться уже в отношении пространственных раскрытий, указанных в приложении к приказу».


Показать полную версию новости на сайте