«Здесь был Вася». Что общего между граффити и всеобщей разрухой

31-03-2016 14:00:13
Автор: Татьяна Никитина
Кроме нагромождения ситилайтов и жутковатых рекламных вывесок, фасады севастопольских зданий словно паутиной опутаны граффити. «Примечания» прошлись по центральному городскому холму и убедились, что трудно встретить здание, нетронутое каракулями неизвестн

Иногда в Севастополе встречаются сложносочиненные примеры уличного искусства, которые можно назвать картинами под открытым небом. Но в основном хороший стрит-арт прячется в глубине неприметных двориков, скромно выглядывая с торцов зданий поодаль от исторического центра.

Куда чаще взгляд спотыкается о неопрятные письмена, которыми усыпан едва ли не каждый дом от центра до окраин — «тэги» на языке уличных рисовальщиков.

Вот как объясняют смысл этих каракуль арт-граффитисты. «Все эти подписи — подростковое клонирование американской хип-хоп культуры, — рассказывает крымский уличный художник. — Раньше на стенах можно было часто встретить надписи типа "Wu-Tang клан" — по сути, наши подростки с бурлящими гормонами и такими же недалекими друзьями нашли общий интерес — хип-хоп музыку. Только в Штатах эти граффити несут смысл, и кланы со своими правилами у них действительно есть. У нас же это просто обезьянничество а-ля "я крутой". Еще одна причина — подражание криминальным группировкам. Многие любят метить район, в котором живут. Побуждает это делать то же, что и собак — "это моя территория". Только у собак это работает».

Настоящий клондайк подростковых художеств находится на центральном городском холме. «Примечания» прошлись по старым улочкам и изучили, что уличные хулиганы говорят нам со стен обветшалых домов.

В наслоениях затертых каракуль встречаются анонимные признания в любви и немного натурализма.

Возле городского суда в глаза бросается контраст между причесанными административными зданиями и ветхими изрисованными домами, до которых никому нет дела.

Окружающая разруха — теория разбитых окон в действии. Еще в 80-х американские социологи заметили, что любой мелкий вандализм порождает еще больше вандализма. Бросьте мусорный пакет посреди улицы, и вскоре на этом месте вырастет стихийная свалка. То же самое с граффити. Кажется, годами не видевшие реставрации здания так и просят: «Изрисуй меня».

Иногда жутковатые изуродованные подъезды спокойно соседствуют с чистыми и обжитыми, где собственники, видимо, не поленились убить хаос в зародыше. Зато на заброшенных частях здания — ни единого живого места.

Внутри скрывается мрачный, но симпатичный плод чьей-то фантазии, но с улицы этого не видно, и разбитый подъезд так и манит бомжей переночевать.

Неумелые «тэги» встречаются и на свежепокрашенных домах. Видимо, атмосфера безнаказанности как бы говорит граффитчикам: «Этот фасад еще чист, вызываю подмогу». Ну как тут устоять?

Несмотря на всю очевидность связи между мусором на улицах, архитектурным хаосом и граффити, никакой борьбы с рисовальщиками городские власти не ведут. «Рисунки на стенах — мелкое хулиганство. За это у нас отвечает полиция, — отмахнулся замдиректора департамента городского хозяйства Андрей Чибисов. — А мы в плане текущего ремонта убираем, смываем, счищаем». Жаль только, ремонта большая часть городского холма давно не видела.

«Граффити у нас особо не смывают, разве что закрашивают при капремонте, — говорит промышленный альпинист одной из подрядных строительных организаций города. — Красят прямо поверх, ничего не счищают, и централизованно никто этим не занимается. По крайней мере, на моей памяти таких заказов не было».

С неказистыми рисунками горожане борются собственными силами — это заметно по редким заплаткам на стенах, явно сделанным на скорую руку непрофессионалами.

Сами жители вовсе не против стрит-арта — лишь бы он был похож на арт, а не на призыв нагадить по соседству еще больше. «Граффити — уличное искусство, от этого никуда не уйдешь, но было бы оно приличное и понятное — один разговор, а у нас сплошное уродство на стенах и бардак вокруг», — поделилась мнением прохожая.

Граффити русского художника в Пинанге, Малайзия

Работа севастопольского граффитиста Алексея Кислова, Франция

«На Ленина есть дом под номером 24, в котором жил герой войны, имени его я уже, к стыду своему, не помню, — рассказывает другая женщина. — В честь него на фасаде установлен небольшой гранитный памятный знак, на котором изображен военный корабль. Жители этого дома постоянно кладут на знак цветы. Однажды вечером на изображении появились каракули из баллончика. Каракули эти там до сих пор, хотя прошло уже два года. Никто знак так и не отреставрировал, не отмыл и не починил. Видно, что отмыть пытались — наверное, местные бабушки, но починить никто не брался. Хотя в двух минутах ходьбы здание правительства, а в одной минуте — штаб ЛДПР. Никому это не надо».

Может быть, пора признать, что каракули на стенах — не просто мелкое хулиганство, а одно из звеньев в цепи повсеместного беспорядка, в котором утопает город?


Показать полную версию новости на сайте