По словам начальника отдела по делам национальностей, по связям с общественностью и религиозными объединениями Владимира Рябых, в Севастополе действует порядка 20 несертифицированных религиозных реабилитационных организаций.
«Я на днях общался с представителями двух из этих организаций, — говорит Рябых. — Говорят, что занимаются социальной реабилитацией. Что там на самом деле — неизвестно. Регистрировать свою деятельность они не обязаны, так как не работают с медикаментами. Законодательных основ закрывать такие организации тоже нет. Закрыть секту сейчас у нас можно только по решению суда».
По словам замначальника службы по Севастополю РУ ФСКН России по Республике Крым Глеба Курносова, на данный момент в Севастополе работает три сертифицированных реабилитационных центра.
«Заявок пытается подать больше организаций, но в 2015-2016 году проверку прошли всего три».
В то же время большая часть так называемых подпольщиков существует в лучшем случае ради наживы, в худшем — ради «одурманивания» разума.
«Почти все они работают на дачных участках, в садовых товариществах, — говорит начальник филиала по Гагаринскому району Федеральной службы исполнения наказаний Татьяна Малышевская. — Общались как-то с одним мурманцем, который в такую направлялся. Приезжаем, а там маленькое помещение, куча матрасов и бесплатная рабочая сила строителей в виде таких вот исправляющихся наркоманов. Трудотерапия — это, конечно, один из методов соцреабилитации. Но не в этом случае».
Именно люди, которые уже прошли медицинскую реабилитацию, но социальную еще нет, и становятся лакомым объектом в том числе и вербовщиков, сообщила главный нарколог КФО Лариса Касьянова. «Такими людьми, которые по сути безвольны, с пустой головой, очень легко руководить. Наши пациенты легко украдут, убьют, взорвут и так далее. Пустая голова — мастерская дьявола».