Контрабанда на Донбассе. Как это устроено

15-04-2016 14:17:13
Автор: Татьяна Никитина
Линия фронта на Донбассе превратилась в золотую жилу для контрабандистов и их высоких «крыш». Если раньше через нее возили уголь, топливо, продукты, сигареты и спиртное, то сейчас хлынули наркотики, пишет Strana.ua. Деньги там крутятся такие, что замешанн

Каналы нелегальной переброски зелья через линию фронта, по словам источников сайта, были налажены весной 2015 года после прекращения активных боевых действий. Среди переправляемых наркотиков — кокаин, героин, метамфетамин, таблетки экстази, LSD, марихуана.

Война войной, а кокаин по расписанию

Ежемесячно через линию фронта в обе стороны нелегально переправляют около 50 килограммов кокаина, до полутонны героина, 300–400 килограммов «синтетики» и две-три тонны марихуаны, сообщает издание.

Розничная цена на грамм кокаина в Киеве колеблется от $150 до $190, грамм «небодяженного», чистого, героина стоит от $90 за грамм, метамфетамин, в зависимости от степени чистоты продукта, — от 200 до 450 гривен за грамм. Марихуана, в зависимости от сорта и происхождения, продается по цене от 200 гривен за «корабль» — спичечный коробок — за травку украинского происхождения, а за «гидропонику» и «шишки» селекционированных голландских сортов — до 1000–1200 гривен.

Разница в розничных и оптовых ценах колеблется от 15% до 60 % — купив партию наркотиков по оптовой цене, можно быстро сколотить состояние. Конечный получатель зелья — Россия. В Москве эти же наркотики в розницу продаются в разы дороже.

Значительная часть сотрудников правоохранительных органов напрямую участвует в схемах по торговле и транзиту наркотиков.

Об этом заявлял не так давно губернатор Луганской области (Украина) Георгий Тука. По его словам, самые дорогие товары перевозят не через официальные блокпосты, а через переправы на реке Северский Донец.

По мнению Георгия Туки, наркотрафик налажен в обе стороны — как на Украину, так и в сторону ДНР/ЛНР. Причем «крышуют» его как военные командиры подразделений, размещенных в АТО, так и правоохранители. Налажены у контрабандистов контакты и на «той стороне».

«Для поддержки контрабандного канала необходимо иметь своих людей с двух сторон. Например, по моей информации, некоторые бойцы 92-й бригады не раз ходили на "ту сторону". И вовсе не для подвигов», — полагает Тука. По его словам, со стороны ЛНР контрабанду «крышует» некий командир боевиков с позывным «Багги».

По информации Туки, дело дошло до того, что замешанные в транзите наркотиков силовики и с украинской стороны, и из ЛНР создают объединенные подразделения для решения различных вопросов.

Путь зелья

Как именно происходит переброска наркотиков, рассказал демобилизованный боец ВСУ Юрий М. «Я со своим подразделением находился на передовой под Марьинкой более четырех месяцев. Перед позициями нашей роты была нейтральная "зеленка". Иногда ротный выходил в "зеленку" вместе с одним-двумя доверенными бойцами "на разведку". Я занимал должность замковзвода, входил в число "доверенных", выходил в "зеленку" вместе с ним. Однажды во время вылазки я увидел, что ротный положил под дерево какой-то сверток и замаскировал его ветками. Ротному я ничего не сказал, но ночью выбрался в "зеленку" сам и посмотрел, что в свертке. В герметично упакованном свертке было два пакета с какими-то капсулами и порошком. Скоро я ушел на дембель, шума не поднимал. Просто боялся — за это можно запросто получить пулю в спину. Дело в том, что "зеленку" часто навещали и сепары, которые, скорее всего, и забирали эти посылки», — признался бывший военнослужащий.

Слова Юрия косвенно подтвердил источник в СБУ: «Переброска наркотиков сейчас происходит не на блокпостах, а непосредственно на передовой. Контрабандисты договариваются с военными на передке, те выносят "товар" на нейтралку. Далее включается механизм с "той стороны" — за товаром приходят боевики, забирают и вывозят куда нужно».

За такие операции, по словам офицера спецслужбы, контрабандисты платят доверенным лицам из числа военных от 10 до 20 тысяч гривен в месяц. По словам разведчиков ВСУ, также промышляют переброской наркотиков и жители прифронтовых поселков.

«Перекидка "посылочек" на ту сторону стала настоящим бедствием. Через реки перекидывают тросики, по которым на роликах перетаскивают грузы небольшого веса, везут контрабанду на велосипедах по тропам и проселочным дорогам, оставляют "передачи" в "зеленке". Многие жители "серых" зон уже не хотят уезжать, так как контрабанда начала приносить серьезные барыши», — говорит источник в СБУ.

Водка и сигареты

Вторым по прибыльности после наркотиков видом контрабанды через линию фронта является перевозка спиртного и сигарет.

С Украины везут сырье для изготовления фальсифицированного алкоголя и табачных изделий. По данным издания, еще до войны в Донбассе под бдительным присмотром местного криминалитета и правоохранителей действовало большое количество цехов по изготовлению поддельной водки и сигарет.

Изготовление контрафактных табачных изделий вообще было поставлено на промышленный уровень. Например, донецкая табачная фабрика "Хамадей" вполне открыто изготавливала сигареты известных брендов без разрешения владельцев этих марок.

Хотя Украина ввела в отношении этого предприятия в 2015 году санкции, сигареты оттуда по-прежнему поставляют на территорию Украины. За два года войны на фронте было задержано табачной контрабанды на десятки миллионов гривен. Но сигареты по-прежнему остаются в тренде по обе стороны.

Система работает на принципе: «С Украины — сырье, обратно — готовая продукция». Для производства водки с Украины цистернами и фурами вывозят спирт, бутылки, пробки и акцизные марки.

Контрабанда сигарет схожа: с Украины грузовиками везут табак-сырец, сигаретную бумагу, упаковки и пачки, акцизные марки. Обратно фурами везут уже готовую продукцию — поддельную водку и фальсифицированные сигареты.

В Донецке поддельная водка у производителя стоит от 20 гривен, на Украине цена на эту же водку составит уже 50 гривен. Разница в ценах на фальсифицированные сигареты на Украине и в Донецке составляет от 50% до 80%.

Акцизные марки выступают в этом случае как отдельный товар. Иногда марки подделывают в типографиях на Украине, но часто акциз — настоящий. Настоящие акцизные марки получают мошенническим путем официальные водочные или табачные заводы на несуществующую и непроизведенную продукцию по поддельным документам. А затем продают их нелегальным производителям этого товара. Прибыль на одной марке, проданной на черном рынке, — от 1 до 2 центов. «Гешефт» от проданной пачки акцизной марки может составлять от $100 до $200.

Продукты и лекарства

По сути, это обычная предпринимательская деятельность, из-за войны ставшая полузаконной. И именно эти грузы (точнее, взимание дани с них) являются основным способом заработка рядовых бойцов, а также младшего и среднего командного состава. Хотя не брезгуют им и более высокие чины.

Из-за разницы в ценах на территориях ДНР/ЛНР и Украины чаще всего через фронт перевозят контрабандой мясо, куриные окорочка, колбасы, сахар и живой скот.

Такой товар можно транспортировать лишь на грузовых машинах, поэтому основной трафик контрабанды идет через официальные КПП. Сейчас в АТО действует шесть автомобильных контрольно-пропускных пунктов: «Лисичанск», «Зайцево», «Марьинка», «Новотроицкое», «Гнутово» и «Станица Луганская». Плюс еще не открывшийся толком КПП «Золотово».

Грузы на этих КПП контролируют пограничники и фискалы. Однако почти все эти пункты можно объехать по проселочным дорогам, есть и лодочные переправы через реки. Все они блокируются украинскими военными, но те просто берут деньги за пропуск. В АТО среди военных инацгвардейцев даже появилось шутливое выражение «намутить блокпост».

«Левые деньги на КПП зарабатывают все кто там служит — от рядовых до офицеров, — рассказывает украинский пограничник Петр В., проходивший службу в течение года на контрольно-пропускном пункте в Луганской области, — но величина "левака" зависит от нескольких условий. Если на КПП пожаловало высокое начальство или оперативно-мобильная группа по противодействию контрабанде, то никакой контрабанды нет. Начинаем для понта "кошмарить" всех, кто стоит в очереди. Но о приезде начальства и волонтеров на КПП информация поступает всегда заранее — за пару часов: и начальство, и волонтеров отслеживают "помощники" самих водил. И в случае выезда в нашу сторону предупреждают по телефону. В этом случае часть водил с контрабасом съезжает с дороги в какой-нибудь лесок поблизости или просто становятся на прикол где-нибудь в городе или соседнем поселке. Пережидают визит ОМГ или начальства и возвращаются к нам. С грузовика с продуктами, бытовой химией или другим грузом, который идет к сепарам, стандартная такса — 2–5 тысяч гривен. С машины с водкой или сигаретами "оттуда" такса — от 10 до 20 тысяч гривен, в зависимости от объема. В зависимости от обстоятельств, за сутки через КПП проходит от 20 до 50 грузовых машин и бусов. За сутки получается от 150 до 300 тысяч гривен. Большая часть денег остается у начальства, с кем они делятся — не знаю. За "молчание" рядовым и сержантам начальством выделяются ежедневно премии – от 100 до 200 гривен».

По словам пограничника, обычные легковые автомобили, как правило, не платят поборов. Лишь в случае обнаружения в багажнике авто продуктов или вещей, которые, по мнению контролера, похожи на товар для перепродажи, водителю предлагают "решить вопрос". Как правило, это взятка в размере 300–500 гривен.

Поборами грешат не только на пограничных КПП, но и на обычных блокпостах в тылу. «Я с ребенком приехала из Одессы проведать своих родителей и бабушку в Селидово. Взяла с собой подарков для родни, везла с собой два чемодана. На блокпосту перед городом нацгвардейцы взяли с меня две тысячи гривен, объяснив, что это "обычная такса" за провоз багажа. Конечно, потом я узнала, что это был грабеж, но жаловаться никому не стала, так как в Селидово живут родственники и буду еще много раз сюда ездить», — рассказала одесситка Оксана Е.

Помимо продуктов в список товаров, привлекательных для контрабанды через линию фронта, попало украинское пиво, украинские лекарства, бытовая химия и даже материалы для стоматологического протезирования. Все это в ЛНДР стоит дороже. Зато оптовые торговцы вещами из Донецка и Луганска больше за товаром на Украину не ездят — им дешевле и проще съездить в Ростов на оптовый рынок.

Приговор комбату «Туче»

О том, что контрабандистам легко удается договариваться с военными на блокпостах, свидетельствует Реестр судебных решений Украины. В нем - десятки приговоров, которые уже получили украинские военные по контрабандным статьям.

Одна из судебных историй связана с командиром первого батальона 28-й отдельной мехбригады ВСУ Владимиром Пушкарем с позывным «Туча». Офицер был задержан 21 сентября 2015 года военной контрразведкой по подозрению в содействии контрабанде через подконтрольные блокпосты и получении взяток на сумму более миллиона гривен.

«Туча зарабатывал деньги не только для себя. Часть денег уходила "наверх". Туча до последнего надеялся, что его достанут из тюрьмы, а дело замнут. Кстати, у Тучи была целая команда помощников, которые контролировали "кассу" на блокпостах и считали количество прошедших и "обилеченных" машин. Все эти ребята уже демобилизовались, но даже в тылу они теперь скрываются — боятся, что их могут тоже "закрыть"», — рассказал один из офицеров 28-й ОМБР.

Главный военный прокурор Украины после задержания Тучи обвинил 28-ю ОМБР в получении взяток за «крышевание» контрабанды на сумму в 100 миллионов гривен. Но это верхушка айсберга — коррупция на контрабандном бизнесе заразилапочти все украинские подразделения и службы.

При этом дела в судах разваливаются, потому что ни в одном законе Украины нет четкого определения линии фронта. И грамотные адвокаты оспаривают решения.

Контрабанда в законе

В принципе товар через линию разграничения можно перевозить и легально. Но схема получения разрешений настолько запутанная, что на практике без договоренностей легально это невозможно.

На сайте СБУ есть несколько документов, которые регламентируют порядок грузоперевозок. Например, добавление №6 к "Порядку контроля за перевозкой грузов через линии разграничения в границах Донецкой и Луганской областей" подробно перечисляет то, что через линию фронта везти категорически запрещено — всего 36 позиций товаров. На первом месте в списке — пиво, на последних позициях — продукты, лекарства и товары медицинского предназначения. Есть в списке и топливо, табак-сырец и изделия из него, и автомобили.

Однако при этом исключение из правил сделано для предприятий, у которых есть «единый цикл производства» как на территории Украины, так и на территориях, ею не контролируемых. И, собственно, под это определение можно подвести весьма широкий перечень товаров.

Главное — договориться через определенные фирмы, которые занимаются логистикой товаров в зоне АТО.

«Механизм такой: кому нужно перевезти товар легально — идут на поклон в специальную фирму, контролируемую, как правило, местным олигархатом или силовиками, — говорит Владимир Н. — Затем оформляют товары по документам этой фирмы и легально перевозят. Причем документально показывают, что между отправителем и получателем никакого денежного оборота нет, типа бартер всё, взаимозачет между родственными предприятиями».

Теоретически, предприниматели могут и самостоятельно попытать счастья в плане «легальной» грузоперевозки через линию фронта. Но для этого придется подавать кучу прошений на пропуск, получать разрешение сразу в нескольких службах — у фискалов, пограничников и в СБУ.

Рассмотрения такого прошения предпринимателю придется ждать от 10 суток до месяца — об этом четко написано в документах СБУ. Естественно, что пройти этот путь до конца без взяток и откатов удается лишь редким и как-то по особому одаренным людям, у которых, к тому же, много свободного времени.

Кому война...

Объемы контрабанды только растут. Не помогает ни ужесточившийся контроль на КПП, ни появление межведомственных оперативно-мобильных групп на действующих контрольно-пропускных пунктах.

При этом наличие такой золотой жилы делает всех кормящихся с нее ярыми сторонниками сохранения статус-кво. Примирение, конец войны, мирное урегулирование — все это будет означать потерю десятков миллионов долларов конкретными влиятельными людьми. Поэтому всякий раз накануне очередных переговоров по минским соглашениям на Донбассе возобновляется стрельба, идут бои, гибнут люди с обеих сторон.

И это раз за разом дает повод сорвать договоренности, сохранив кровоточащую "линию разграничения", через которую идут потоки контрабанды, а огромные деньги оседают в карманах тех, кто ее «крышует».


Показать полную версию новости на сайте