Поезд Керчь — Севастополь как символ социального расслоения

21-04-2016 09:20:21
Автор: Татьяна Никитина
Крымская железная дорога анонсировала ночной поезд Севастополь — Керчь с беспересадочными вагонами из Евпатории. Билет в купе из конца в конец обойдется в 1,5 тыс. руб. Вместо 24 станций, на которых аналогичный поезд останавливался раньше, он будет остана

Ночной пассажирский поезд под номером 615/616 начнет курсировать между двумя городами-героями с 22 апреля 2016 года. Ежедневно, из Севастополя — в 21:30, из Евпатории — в 21:20. В Симферополе состав будет в 23:30, а в Керчь прибудет в 6 утра.

В обратный путь Керчь Севастополь расписание следующее: из Керчи состав отправляется в 22:10, прибывает в Симферополь — в 04:35, в Евпаторию — в 07:15, в Севастополь — в 06:50.

Казалось бы, удобное расписание для тех, кто не хочет трястись 6 часов на автобусе по далеким от идеала крымским дорогам. В поезде, правда, придется провести на 2,5 часа больше, зато ночью, во сне, на спальном месте вагона. Их, по сообщению пресс-службы ФГУП «КЖД» в поезде будет 3-5 купейных и два плацкартных вагона.

Столь длительное пребывание в пути объясняется тем, что железнодорожная ветка на Керчь начинается в Джанкое. Составу сначала необходимо будет пересечь полуостров на север, а затем — круто повернуть на восток.

Маршрут поезда повторяет траекторию своего собрата, курсировавшего по полуострову при Украине. Поезд Симферополь — Керчь ходил в Крыму до 1 декабря 2013 года. Правда, он начинал свой путь не в Севастополе и Евпатории, а в Симферополе. И было у него два существенных отличия: он останавливался на 24 промежуточных станциях и имел в своем составе недорогие общие вагоны. Таким образом, он обеспечивал доступные для крымчан пригородные перевозки.

Новый состав останавливается всего на шести станциях: Бахчисарай, Урожайная, Джанкой, Нижнегорская, Владиславовка, Семь Колодезей. И это очень расстроило жителей отдаленных сел Керченского полуострова.

«Примечания» пообщались с работающим в Севастополе молодым человеком Артемом, вынужденным еженедельно добираться к родным, живущим в селе Семисотка Ленинского района, с пересадками.

«Раньше я заранее брал билет, садился в Севастополе на электричку или автобус, а в Симферополе пересаживался на этот поезд, — рассказывает он. — Спал до пяти утра и выходил уже дома. Сейчас мне нужно ехать на автобусе Севастополь-Керчь до села Батальное, а там — просить односельчан забрать меня с трассы. Это 14 километров на машине, автобусы у нас не ходят».

Иногда, по словам Артема, попасть на прямой автобус до Керчи не получается, приходится ехать с пересадками через Феодосию или Симферополь. Но это не отменяет необходимости обзванивать друзей в поисках свободной машины.

Действительно, в прошлые годы по пятницам сесть в поезд Симферополь-Керчь было нереально. Билеты в плацкарт были раскуплены заранее, в общем вагоне — не протолкнуться, люди по пять часов были вынуждены ехать в тамбуре или стоя.

Пригородное железнодорожное сообщение в этих селах есть: три раза в день проходит состав из Джанкоя. На нем сельчане могут добраться в райцентр Ленино, чтобы посетить больницу, суд или налоговую. Но для возвращающихся из Симферополя или Севастополя с работы или учебы крымчан эти поезда неудобны. Ночная электричка отправляется из Джанкоя в 01-35, что делает дорогу в родное село очень утомительной.

К тому же новый поезд обойдется пассажирам недешево. Билет в купе от Севастополя до Керчи стоит 1522,60 рубля, плацкарта — 828,30 рубля. Напомним, что автобус до Керчи стоит около 460 рублей.

И хотя житель Семисотки заверил нас, что за комфортную дорогу домой он готов заплатить эту цену — лишь бы поезд на полустанке останавливался, становится ясно, что состав рассчитан на туристов, желающих с комфортом доехать от керченской переправы в Западный Крым.

Это косвенно подтверждает и красочное описание удобств в поезде, включенное в пресс-релиз: «Купейные вагоны оборудованы системой вентиляции и кондиционирования воздуха. Для удобства пассажиров в вагоне, предназначенном для начальника поезда, есть холодильник и микроволновая печь. Также в вагонах поезда можно подзарядить мобильный телефон или ноутбук и приобрести горячий чай или кофе».

Между тем отдыхающих, в том числе и самих крымчан, мог бы заинтересовать и берег Азовского моря, мимо курортов которого новый поезд следует без остановок. В нескольких километрах от Семисотки, к примеру, есть село Каменское — там построено несколько приличных пансионатов и гостиниц. Эти места были популярны у небогатых туристов, предпочитающих отдых с детьми на мелководных и теплых песчаных пляжах Азова развитой инфраструктуре ЮБК и Западного берега.

Жители центральных районов полуострова тоже могли бы ездить сюда на выходные — на том самом ночном поезде.

Однако, помимо транспортной недоступности, есть у этих мест и еще одна проблема — невероятно задранные цены. Две недели июльского отдыха в одном из пансионатов Каменского обойдутся в те же 65 тысяч рублей, что и отдых в сетевом отеле «Азимут» в Сочи. Почему цены в полупустых крымских отелях остаются столь высокими — тема отдельного исследования.

В пресс-службе ФГУП «Крымские железные дороги» нам ответили, что количество остановок связано с жестким расписанием: «Маршрут рассчитывали так, чтобы пассажиры были в конечных пунктах рано утром: в 6 утра в Керчи или в 6:50 в Севастополе. Большее количество остановок приведет к увеличению времени в пути».

Мотивы такого жесткого тайминга в КЖД нам выяснить не удалось, но напомним, что поезд, останавливающийся на 24 полустанках, был очень популярен на выходные: в субботу и воскресенье в самых дешевых вагонах люди по 5-6 часов ехали стоя. Но интересами местных жителей явно пренебрегли. И тут мы, похоже, имеем дело с классовой сепарацией. Потому что априори более платежеспособным туристам наплыв местных жителей в общих вагонах — да и само наличие таких вагонов в составе — могут не понравиться. А поезд ориентирован в первую очередь на них: понятно ведь, что местные предпочтут более дешевый автобус.

Тратиться же на два отдельных состава — дорогой для курортников и дешевый для крымских селян — железнодорожные власти ни в Крыму, ни в Москве, видимо, не хотят. Тем более, что бюджеты на деревенских жителей режутся сейчас по всей России-матушке.  

Хотя еще не факт, что туристы полюбят этот поезд. Поскольку в Крыму мало курортов среднего класса, отдыхать сюда едут или бедные, или богатые. Но для первых отдать 4500 рублей за семью из 3 человек будет ударом по кошельку, а вторых сесть в поезд (да еще ночной, который не позволяет осмотреть полуостров) ничто не заставит: богатые пользуются самолетами и индивидуальным транспортом.

Все это напоминает историю железной дороги Москва-Петербург. Там, когда запустили «Сапсан», были отменены электрички на небольших полустанках, а дорогой скоростной поезд пролетает их без остановок. И теперь их жителям, как правило, работающим в крупных городах, приходится ездить на работу как бог на душу положит. 


Показать полную версию новости на сайте